Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Откуда приходят знания?


15.02.2020


Международная выставка победителей и дипломантов конкурса детского рисунка «Мы – дети Космоса», предоставленная Благотворительным Фондом имени Е.И.Рерих и Международным Центром Рерихов, которая проходит в МОУ «СОШ № 222 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического профиля», побудила её организаторов к проведению образовательного мероприятия, в рамках которого состоялись торжественное открытие выставки, экскурсии, встреча в литературной гостиной «Мир преобразится Красотой». В День российской науки прошли диалоговые площадки «Знание превыше всего» и «Культура. Культурная и историческая память».

Участники площадок – учащиеся 7-8 и 9-11 классов, всего около 70 школьников. Руководители: Кузина Светлана Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе, и Волкова Елена Александровна, учитель истории.

Вопросы, вынесенные для обсуждения, были созвучны с задачами, стоящими перед образованием, наукой, связаны с новыми тенденциями в научном мировоззрении и с подготовкой к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне.

Организаторами площадок была поставлена главная задача: подвести учащихся к углублённому пониманию взаимосвязи человека, планеты и Космоса, исторического процесса как космического явления, связи прошлого, настоящего и будущего, сохранения мира и стабильности человеческого сообщества, культурно-нравственного начала жизни на Земле и в Космосе.

Изменения, происходящие в мире, в России, безусловно, требуют осмысления многих представлений и установок, определения главных ориентиров в свете нового мышления, о чём свидетельствуют и новые научные открытия. Россия должна быть миролюбивой, взаимодействовать с другими странами в духе культуры, мира и ненасилия.

Проблемы, решаемые на площадках, вели участников к пониманию того, что главные пути возрождения России – это высокая нравственность, мир через Культуру, социальное партнёрство, сотрудничество и созидание.


Обращение к трудам учёных-космистов, мыслителей, философов начала ХХ века, а также современных учёных помогло учащимся осознать обозначенные проблемы.

Работа на площадках строилась по технологии кейс-метода: учащиеся имели возможность предварительно ознакомиться с информацией, вопросы они получили во время проведения диалоговой площадки, где и происходило моделирование их предложений и мнений. Работали учащиеся в командах, но точку зрения можно было представить как командную, так и личностную.

Участниками площадок были и учащиеся-журналисты, которые подготовили материал для школьной и городской молодёжной газеты «Четвёртое измерение».

Воспользуемся их материалом: «Каждый, кто принёс частицу знания, уже есть благодетель человечества». Именно эту мысль затронули учащиеся в процессе обсуждения. Ребята говорили о получении знания из разных источников, отвечали на вопросы: какую связь имеют понятия человек – знание – космос; как связаны знания с индивидуальными способностями человека. Школьники познакомились с выступлением семиклассника Юрия Любимого-Голубицкого на Международной конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века». В его докладе участники площадки «Знание превыше всего» нашли ответы на многие вопросы современной жизни и науки. Знания приходят к нам разными путями, в разные периоды развития человечества, и существуют различные способы познания.

Учащимися была предложена модель рассуждений «Откуда приходят знания?» В процессе обсуждения звучали выводы, что внутренний мир человека является частицей огромного Космоса, его мысли влияют на энергетическое состояние других людей, планеты и Космоса в целом.


С огромным интересом участники диалоговой площадки «Культура. Культурная и историческая память» стремились понять смысл изречений из религиозных источников, в том числе из Евангелия. Разные, но очень созвучные мысли высказывали дети относительно слов Христа, таких как «Я есмь Путь и Истина и Жизнь», «Я бросил огонь в мир, и вот Я охраняю его, пока он не запылает в своей сути…»

«Личность Христа неисчерпаема, она превосходит все обычные мерки, – писал Александр Мень, – вот почему каждая эпоха и каждый человек могут находить в Нём новое и близкое им» (Из книги «Сын человеческий»).

Обсуждая сложнейшие философские, мировоззренческие вопросы, участники площадки (а это 7-8 классы) довольно успешно продвигались к пониманию того, что Учение Христа – это Истина, что в нём звучит призыв к нравственному совершенствованию, к служению Общему благу, к борьбе с невежеством. Выводом стали слова учащихся, что религия – это один из способов познания мира.

В ходе обсуждения вопросов культурной и исторической памяти речь шла о традициях, о творческой свободе, отношении к культурным ценностям и памятникам. Были озвучены цифры об огромных потерях в культурном достоянии России во Второй мировой войне. Это привело к пониманию недопустимости войн и разрушений на современном этапе развития человечества. Далее учащиеся обратились к Пакту Мира – Пакту Рериха об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, принятом в 1935 году, в преддверии Второй мировой войны. И сегодня данный документ остаётся не менее актуальным, чем в начале прошлого века.


Значимым для ребят был вопрос о миротворческой миссии России. Обращаясь к событиям исторического процесса, они особо остановились на личности Преподобного Сергия Радонежского – Собирателя и Строителя Земли Русской, жизнь которого – подвиг, связанный с историей становления духовной мощи русского народа. Участники площадок говорили о понимании единения и сотрудничества между человеческими сообществами, ребята обращались к «Письмам о добром и прекрасном» Д.С. Лихачёва, приводили примеры о героических подвигах в годы Великой Отечественной войны, во время войны в Афганистане и других вооруженных конфликтов в наши дни.

Участники открытой дискуссии сформулировали вывод о целостном подходе к явлениям природы, человеку и Космосу, об историческом процессе как космическом явлении. При этом они ссылались на работы русских космистов и современных учёных, которых объединяет нравственная позиция: человеческая жизнь должна строиться только на основе согласия и сотрудничества всех народов Земли, совершенствования внутреннего мира, души человека и ответственности разума в его делах. Был сделан важный вывод о ключевой роли культуры, знаний, науки в развитии человечества, подчёркнуто, что это важнейшие приоритеты, без которых невозможно продвигать дальше эволюцию планеты.

Прошлое с будущим связывает наше настоящее, где мы живём, работаем, устремляемся во имя нашего будущего. Поэтому продолжением разговора будет в дальнейшем открытая дискуссия старшеклассников школы «Кто Я в современном мире?»

Неоценимую помощь в подготовке и проведении диалоговых площадок оказали книги Л.В.Шапошниковой, материалы научно-практической конференции «Космическое мировоззрение – новое мышление XXI века», статьи из журналов «Культура и время» и газеты «Содружество».

Выставка «Мы – дети Космоса» – это ещё одна возможность через искусство получить Знания, окунуться в мир Красоты, Добра, детского восприятия мира, грандиозного Космоса и почувствовать себя строителем и созидателем нашей удивительной планеты Земля.

 

Валентина Донская, народный учитель РФ,

г. Заречный Пензенской области




Возврат к списку

Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.