Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих
 

   Русский  English

 

 

ЦЕЛЕВАЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

Сохранение Анастасиевской часовни
с росписями по эскизам Н.К. Рериха
(2020-2023)

 
     


СВИДЕТЕЛЬНИЦА ВЕКОВ

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОЧЕРК ОБ АНАСТАСИЕВСКОЙ ЧАСОВНЕ


«С горечью знаем, что мы не любим свое.
Знаем, что защита своего, древнего,
прекрасного вызывает мало сочувствия
и много угроз и насмешек».

Н.К. Рерих, 1916 г. [1]

В Пскове, на левом берегу реки Великой, стоит больше трехсот лет неприметная Анастасиевская часовня. Проходили века, сменялись поколения, проносились революции и войны, наступали исторические перемены, но этот неизменный символ заступничества за землю русскую в образе Святой Анастасии, воплощенный в архитектурной форме храма, по сей день стойко держит свой духовный дозор. Из многочисленных древних храмов Пскова этот отличается неповторимой и во многом трагичной судьбой и особым небесным покровительством.


ЧАСОВНЯ-СПАСИТЕЛЬНИЦА

История появления часовни на берегу реки Великой намного старше, чем современный нам памятник. Ее корни уходят в начало XVIII века, в 1710 год – год великого испытания для России. В Пскове в то время свирепствовала эпидемия. «Весною из Риги, – сообщает псковская летопись, – занесена в Нарву, Псков, Изборск, Порхов, Гдов и другие пригороды…моровая язва, от которой множество ежедневно умирало».[2] Черная смерть унесла несметное число жизней. Псков почти обезлюдел. В последней надежде жители города решили по древнему обычаю поставить часовню во имя Святой Анастасии Римлянки, уповая на ее защиту и милосердие. Такой коллективный устремленный труд приравнивался к всеобщей молитве, очищающей и возвышающей не только душу каждого молящегося, но и благотворно влияющей на всю местность. Потому считалось, что такие храмы защищают от бед и несчастий. Деревянную часовню во имя Святой Анастасии поставили в начале дороги в Прибалтику, преграждая путь страшному недугу. В псковской летописи сказано, что «по обещанию, во время мора построена во Пскове сентября 1 часовня во имя …Анастасии».[3] И болезнь отступила. Город был спасен.

Помня о грозной эпидемии, горожане с особым почитанием относились к своей часовне-спасительнице и вскоре перестроили ее в каменную.

Каменная часовня Святой Анастасии


АРХИТЕКТУРНЫЙ ШЕДЕВР

В 1911 году рядом с известной псковской церковью Успения с Пароменья, на месте речной паромной переправы, решили возвести мост. Назвали его Ольгинским, в честь Святой Равноапостольной княгини Ольги, родом из града Пскова, которую в X в. взял в жены киевский князь Игорь. Новый мост оказался почти над Анастасиевской часовней, но псковичи, помня свой старинный обет, не дали засыпать ее землей. «С согласия духовенства над часовней 1710 г. возвели каменную надстройку до уровня земляной насыпи и сверху, как на фундамент, поставили новую часовню, во имя той же Святой…».[4]

Анастасиевская часовня. 1913

Новая часовня возводилась по проекту академика А.В. Щусева (1873–1949). Закладка состоялась 5 августа 1911 года. «Так на юго-западном краю моста поднялась белоснежная Святая Анастасия, изящная и воздушная, украшенная по замыслу архитектора, тонким кружевом декора («бегунца и поребрика»), традиционного для псковской архитектуры».[5] Освятили Анастасиевскую часовню, судя по всему, в тот же день, что и Ольгинский мост, на котором она была установлена, – 30 октября 1911 года.

По мнению искусствоведов, «памятник представляет собой особое явление. Его облик устремлен ввысь - что подчеркнуто узким и высоким барабаном, и этим отличается от большинства памятников древнепсковской архитектуры, которым свойственна некоторая приземленность. Легкому внешнему облику часовни соответствует светлая гамма и возвышенная духовность образов росписи интерьера».[6]

Автором эскизов фрескового ансамбля Анастасиевской часовни стал выдающийся русский художник, ученый и мыслитель Николай Константинович Рерих. В 1913 году талантливый иконописец Г.О. Чириков воплотил эскизы Н.К. Рериха в роспись. Таким образом, в результате работы выдающихся мастеров на свет появилось настоящее чудо. Случилось это незадолго до Первой мировой войны и последующих исторических перипетий, повлекших за собой многочисленные бедствия и разрушения. Тема заступничества, покровительства и охранения мощно звучала в художественных образах храмового пространства часовни.

РОСПИСИ ПО ЭСКИЗАМ Н.К. РЕРИХА

В Анастасиевской часовне расписаны три стены и свод потолка. Фрески стен содержат следующие сюжеты: «Спас нерукотворный и святые князья», «Богоматерь», «Святой Николай». Свод украшен сюжетом «Святой Дух». Над входом распростерли свои крылья ангелы, держащие образ Спаса Нерукотворного на плате как символ заступничества Христа.

       

Н.К. Рерих. «Спас нерукотворный и святые князья».

Эскиз росписи для часовни Святой Анастасии. 1913

 

Роспись над дверью часовни

Святой Анастасии по эскизу Н.К. Рериха

 

По бокам от входной двери – два коленопреклоненных князя. Святые небесные покровители Пскова: Всеволод-Гавриил (XII в.) и Довмонт-Тимофей (XIII в.). За их спинами – изображения Троицкого собора в разные периоды его истории.

        

Роспись северной стены часовни

Святой Анастасии (По эскизам Н.К. Рериха). 1913

 

Роспись южной стены часовни Св. Анастасии

(По эскизам Н.К. Рериха). 1913

На стенах слева и справа, изображены «Ангелы ветров». Они держат в руках развевающиеся знамена (прапоры), защищая мир от «ветров земных» – поветрий и моров, войн и стихийных бедствий.

Над одним из окон можно видеть образ Богородицы – заступницы жителей Пскова. Над другим – Святого Николая Можайского, особо почитаемого псковичами.

На голове Богоматери белый плат, венчанный короной. Во всем ее облике проступают черты того величественного образа Вселенской Матери, который является одним из центральных в творчестве Николая Рериха.


Изображение Богоматери, выполненное по эскизам Н.К. Рериха,

на северной стене Анастасиевской часовни в Пскове. 1913 

Тот же облик художник запечатлел в своей знаменитой фреске  «Царица Небесная над рекой Жизни» украшающей храм Святого Духа в Талашкино.  А позже в другом бессмертном шедевре – картине «Матерь Мира» (1924). Николай Константинович так объяснял содержание этого сюжета: Царица помогает «путникам неумелым, незнающим различить, где добро, где зло». Река у ее ног – это «река жизни», голова небесной Владычицы достигает небесных сфер. Богоматерь сложила руки в молитвенном жесте, словно вознося молитвы за весь род людской, который борется с волнами житейского моря. Вход в часовню, первоначально поставленную на высоком постаменте, выходил на мост, т.е. на северную сторону. Поэтому в окно, над которым изображена Богородица, была видна река Великая. Для псковичей она всегда являлась «рекой жизни»[7]

   

     Н.К. Рерих. Роспись алтарной части церкви  

      Храма Св. Духа в селе Талашкино. 1910-1914

   

      Н.К. Рерих. Матерь Мира. 1924

Сводчатый потолок, представляет собой изображение горнего мира в виде синего неба со звездами, Луной, Солнцем и Святым духом в образе стилизованного голубя, который испускает лучи света с огненными херувимами. Этот звездный купол объединяет и как бы венчает фресковые композиции часовни. 

   

Н.К. Рерих. Плафон

(эскиз для часовни Св. Анастасии). 1913

                      Роспись часовни Св. Анастасии.

                      (По эскизам Н.К. Рериха). 1913

Анастасиевская часовня – единственный дошедший до нас памятник, где сохранился весь ансамбль росписей Н.К. Рериха, включая Спаса Нерукотворного, Святого Николая, Богоматери – «Царицы-Небесной» и Святого Духа. Сюжеты стенных росписей представляют собой многоплановый образ духовного мира, в который, оказался вписан и сам город Псков, находящийся за стенами храма.[8]

Поднялась белокаменная часовня на Ольгинском мосту как страж-охранитель у ворот града Пскова. 


ЧАСОВНЯ-СТРАДАЛИЦА

После революционных событий 1917 года для Анастасиевской часовни наступило время тяжких испытаний. По решению Псковского губисполкома от 19 июня 1924 года ее закрыли как «безприходную и не представляющую никакой исторической и художественной ценности»[9], и снесли ей главку. Фрески за ненадобностью заштукатурили и замазали масляной краской. Купол и барабан разрушили. В разные годы в изувеченном памятнике культуры располагались кассы кинотеатра, газетный киоск и керосиновая лавка.

Обезглавленная Анастасиевская часовня.

То, что хрупкая часовенка на Ольгинском мосту уцелела в первые годы революции и во время Великой Отечественной войны стало настоящим чудом. За эти годы мост трижды взрывали: в 1919-м – перед вступлением в Псков войск Белой гвардии, в июле 1941 года – перед немецкой оккупацией и в 1944-м – при отступлении фашистских войск из города.

Будто сама Святая Анастасия бережно хранила свою земную обитель. Маленькая псковская часовенка в полной мере оправдывала имя своей небесной покровительницы. Ведь «Анастасия» в переводе древнегреческого означает «воскресение», «возвращённая к жизни».

   

    Взорванный Ольгинский мост. 1941

                                Взорванный Ольгинский мост. 1944

Весна 1969 года стала для Анастасиевской часовни временем новых тяжелых испытаний, которые чуть было, не закончились ее уничтожением. Ольгинский мост решили заменить на новый, а заодно снести маленькую часовню, мешавшую движению транспорта. Ее планировали взорвать и даже начались подготовительные работы.


Разборка Ольгинского моста. 1969

Но и на этот раз памятник удалось спасти. За него вступились две отважные женщины – руководитель инспекции по охране памятников Элла Марковна Петухова и псковский архитектор Наталья Сергеевна Рахманина. Почти детективная история заслуживает отдельного рассказа.



Э.М. Петухова и Н.С. Рахманина

Драматические события того периода подробно описал кинорежиссер Владимир Берман: «Неумолимо рождалась мысль о разрушении часовни. Не раз от высоких областных чиновников Элле Марковне приходилось слышать: "А вы докажите, что ваша плюгавенькая церквушка расписана Рерихом... Сказать можно что угодно. Да и Щусев ни при чем... мало ли что вы нафантазируете!". У Эллы Марковны на руках не было никаких доказательств. Единственное, что она успела сделать, — обратиться за помощью к ученым Москвы, Ленинграда, Смоленска. Но поиски в архивах и музейных запасниках, по мнению специалистов, занимают как минимум 2-3 месяца. Все это время Элла Марковна умоляла повременить, не валить часовню. Однажды утром она увидела, что работавший ночью экскаватор по кругу окопал ее.

— Вот и все... — решила она, так как стало невозможно использовать методы и расчеты, любезно предложенные инженером Э.М. Генделем — одного из авторов перевоза здания Моссовета на Тверской улице.

Как выиграть время? Как сохранить часовню? Эти мысли ни на минуту не покидали Эллу Марковну.

И тогда она обратилась за помощью к людям, непосредственно работавшим на стройке, по субботам и воскресеньям она приглашает их в лекторий, где знакомит с творчеством Н. Рериха и А. Щусева. Рабочие идут ей навстречу, обещают 1,5-2 месяца не рушить часовню.

И вот, наконец, первая радость. В запасниках Русского музея авторитетный искусствовед, автор монографий о творчестве Н. Рериха Валентина Павловна Князева находит эскизы росписей свода и стен неизвестной часовни. У ленинградских искусствоведов нет никаких сомнений, что эскизы сделаны Н.К.Рерихом. На них изображен Троицкий собор псковского Кремля и один из местных князей литовец Довмонт – муж внучки Александра Невского. Теперь нужно срочно делать пробные расчистки внутренних стен.

На дворе лютый мороз: зимой, как правило, подобные работы не производят. Не приняв во внимание "SOS" псковичей, московские реставраторы отказываются ехать на расчистку. Отказ москвичей подбодрил руководство стройки. Они стали ультимативно торопить, были даже предприняты попытки сбросить часовню бульдозерами.

В этот самый трудный, казалось бы, совсем безнадежный момент на выручку псковичам пришли реставраторы от старшего брата Пскова – Великого Новгорода. При температуре 20 градусов ниже нуля возводятся строительные леса в часовне. Две асбестовые трубы, обмотанные спиралью, включенные в электрическую сеть, поднимают внутреннюю температуру до 13-15 градусов тепла. Эти обогреватели безвозмездно по просьбе Эллы Марковны соорудили сами мостостроители. Созданы относительно сносные условия для работы. Художник-реставратор В.Д. Михеев и искусствовед Э.И. Сивак поднимаются на леса. С 10 февраля по 25 марта проводятся пробные расчистки. Они подтверждают, что часовня действительно расписана по эскизам Н.К.Рериха. Памятник, наконец, получает охранную грамоту. Никто из обкомовского и строительного начальства уже не заикается о разрушении».[10]

Казалось, теперь все позади. Но возникло очередное препятствие. Как спустить часовню с высоты моста на землю? В стране подобных операций не проводилось. Решение нашли мостостроители. Стены часовни распилили на две части и в специальных корзинах, на длину стрелы крана, опустили под мост, на берег реки Великой. Здесь Анастасиевская часовня стоит и поныне.

   


В 1971 году ее закрыли временным барабаном и главкой с крестом, расчистили и укрепили росписи, а в 1974 году поставили под охрану государства с присвоением статуса объекта культурного наследия федерального значения.

      



ИСПЫТАНИЕ БЕЗДУШИЕМ

Двадцать последних лет сотрудники государственного Псковского музея-заповедника бьют тревогу. Просят  Министерство культуры РФ выделить средства на реставрации памятника, спасти его от разрушения. Обращаются и к местным властям. В ответ приходят бесконечные отказы и отписки.

Как одинокая свеча стоит Часовня Святой Анастасии сегодня под мостом и медленно умирает. Время и неблагоприятные окружающие условия неумолимо разрушают памятник. От влаги и перепадов температур осыпаются с неотапливаемых стен уникальные настенные росписи, рассыпается кладка наспех уложенного сорок лет назад временного фундамента. Часовня накренилась. Ее стены постепенно съедает плесень. С моста постоянно сыпется мусор и грязь.


Новая беда пришла в 2019 году, когда по соседству началось строительство элитного жилого комплекса «Парус de luxe».

Богатый застройщик, равнодушно игнорируя закон и правила строительства, проложил вблизи от уникального памятника культуры огромную канализационную траншею. Выемка грунта и вибрации от работы тяжелой техники (экскаваторы и самосвалы) сделали свое черное дело.

    

     


Разрушение аварийной Анастасиевской часовни ускорилось. Пошли трещины по бесценным фрескам, начались подвижки фундамента, увеличился крен памятника. Ситуация из плохой превратилась в катастрофическую.


  


Разве таким мыслился конец истории этой удивительной архитектурной жемчужины псковской земли, которая пережив несколько веков, выстояв во время войн и неурядиц мирного времени, погибает сегодня в забвении и небрежении от бездушного отношения людей?

«В образе часовни, – отмечает искусствовед Е.Н.Морозкина, – есть хрупкая изысканность, и в этой хрупкости заключено прощание со стариной. Часовня – словно странница в холщовой рубахе стоит у дороги, ведущей в Новое время, вглядываясь в даль…»[11]


ВРЕМЯ ПРИШЛО …

Говорят, что история повторяется. Каким-то непостижимым образом она возвращает прежние события, соединяет, казалось бы, столь разные судьбы и вновь испытывает людей на человечность и духовное единение. Так и в случае с часовней Святой Анастасии. В России, как и триста лет назад, бушует эпидемия. Вновь болеют и умирают люди. А защитница Пскова стоит, словно в застенке, между городским мостом и элитным жилым домом, но уже не как странница, а как нищенка в грязи и нечистотах. По мосту спешат люди. Пролетают в шикарных авто бизнесмены и чиновники. Мало кто замечает неприметную, стоящую при дороге нищенку. Не многие разглядят под ее истрепанным заплатанным рубищем несметные духовные сокровища. Часовня в честь Святой целительницы Анастасии с мольбой и надеждой всматривается в души людей и ждет. Ждет, когда о ней, охранительнице Пскова, да, и обо всей России, наконец, вспомнят. Ждет и надеется, что сможет вновь наполнить сердца людей своим духовным светом.


Авторы исторического очерка: Журавихин П.М., Хоменок Л.В., Войтенок В.С.





[1] Сборник очерков Н.К. Рериха и документов. Н.К. Рерих и духовно историческое наследие России. МЦР, 2017. стр.136

[2] Мельникова И.А., Николаева Т.В., Федоров О.В. Анастасиевский век// Псковская губерния. № 34 (556) от 07-13 сентября 2011 г.

[3] Митрополит Евгений (Болховитинов). История княжества Псковского/ Сост. Н.Ф. Левин, Т.В. Круглова. – Псков: обл. типогр. 2009. С. 394. 

[4] Мельникова И.А., Николаева Т.В., Федоров О.В. Анастасиевский век// Псковская губерния. № 34 (556) от 07-13 сентября 2011 г.

[5] Там же.

[6] Григорьева В.В. Архитектурные памятники. Псков № 21, 2004. С.202-295.

[7] Муравьева Н.П. Анастасиевская часовня в Пскове: история, архитектура и роспись// Культура и время. Общественно-научный и художественный журнал. №1(31). 2009. С. 50-61.

[8] Впервые такое наблюдение сделали исследователи Мельникова И.А. и Муравьева Н.П.

[9] Ефимов А.Н. Православные часовни Пскова 

[10] Берман В. Хроника одного спасения/Природа и человек: Свет, 1999, № 11, с. 79-80, 3-я стр. обл.

[11] Семенов Алексей. По мановению руки меняется мир. По мановению в мавзолей вселяется вождь.// Псковская губерния. Блог Семенова А. 14 декабря 2016


К началу

 

Партнёры проекта
Международный Центр Рерихов
Фонд «Внимание»

 

© 2020 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.