Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Международная научная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха»
Пленарное заседание открыл доклад директора Международной академии индийской культуры, профессора Локеша Чандры «Профессор Юрий Рерих и невидимые нити времени», который зачитала его ученица Прамила Шарма. Академик РАН Е.П. Челышев, ученый, литературовед, культуролог, переводчик, писатель и общественный деятель поделился воспоминаниями о Юрии Николаевиче. Председатель Эстонского общества Рериха К.А. Молчанова рассказала о своих встречах с Ю.Н. Рерихом: «Юрий Николаевич был человеком исключительно высокой духовной культуры и проницательности, он с одинаковым вниманием и любовью относился к каждому человеку». Академик В.М. Плоских рассказал о современных уникальных исследованиях на озере Иссык-Куль. Все находки и артефакты подтверждают положения и идеи, высказанные Юрием Николаевичем Рерихом в его «Истории Средней Азии». Кандидат педагогических и философских наук А.А. Лебеденко в сообщении «Юрий Николаевич Рерих – истинный сподвижник своего отца» показал становление незаурядной личности старшего сына великой семьи. Научная деятельность Ю.Н. Рериха была формой его служения, поскольку именно науке в философии Живой Этики отведена одна из приоритетных ролей в эволюционном переустройстве сознания человечества. Кандидат культурологии Б.Ю. Соколова говорила о том, что Ю.Н. Рериху удалось достойно пройти «путь царственного духа» и совместно с родителями донести до человечества важнейшие знания Живой Этики и реализовать в жизни высокую энергетику эволюционных космических импульсов. Заместитель генерального директора Музея имени Н.К. Рериха по науке, доктор философских наук, профессор В.В. Фролов в докладе «Ю.Н. Рерих как философ» показал, что земная жизнь Ю.Н. Рериха была наполнена философским содержанием, он непрерывно трудился на благо человечества, отыскивал необходимые для эволюционного развития человека знания и ощущал в этом процессе полноту бытия. Доктор философских наук, профессор Ю.А. Шабанова в докладе «Философско-мировоззренческие основы творчества и деятельности Ю.Н. Рериха», ссылаясь на письма Ю.Н. Рериха кембриджского периода, показала, что философско-мировоззренческое творчество и деятельность ученого базируются на основополагающих идеях Живой Этики. О коллекции тибетской живописи Ю.Н. Рериха, хранящейся в Государственном Эрмитаже, поведала кандидат исторических наук Ю.И. Елихина. Научный сотрудник МЦР, кандидат культурологии И.Ю. Дьяченко в своем докладе очертила предложенные Юрием Николаевичем особенности и закономерности исторического развития, позволяющие выявить причины упадка или расцвета различных культур. Утреннее заседание конференции 10 октября началось с доклада «Еще раз о Калачакре» известного тибетолога, кандидата филологических наук В.С. Дылыковой-Парфионович. Доктор филологических наук, профессор А.В. Федотов зачитал доклад на тему: «Ю.Н. Рерих о буддизме как объединяющей силе в Азии». Кандидат исторических наук, профессор В.А. Воропаева в сообщении «Проблема ориенталистики в творческом наследии Ю.Н. Рериха» представила развёрнутое исследование текстов Ю.Н. Рериха, посвященных теории и методологии востоковедческой науки.
Руководитель филиала МЦР в Болгарии, председатель Национального общества имени Рериха в Болгарии М.П. Куцарова исследовала вклад Юрия Николаевича Рериха в изучение Калачакры. Магистр теологии А.Г. Мехакян представил научную концепцию, согласно которой функцию культурного фундамента в Азиатском регионе выполнила Индия. Кандидат философских наук В.Г. Соколов проанализировал научный вклад Ю.Н. и Н.К. Рерихов в изучение путей и истоков великих переселений народов. Доктор философских наук, профессор А.В. Иванов в сообщении «Творческое наследие Ю.Н. Рериха и современные интегративные процессы в Евразии» рассмотрел проблему современной евразийской духовно-экологической интеграции. Кандидат географических и доктор философских наук О.А. Лавренова в докладе «Центрально-Азиатская экспедиция и книга Ю.Н. Рериха "По тропам Срединной Азии"» показала известный труд Юрия Николаевича как классику жанра путевых заметок великих русских путешественников – от П.П. Семенова-Тян-Шанского до П.К. Козлова. В докладе главного редактора публикаторского отдела МЦР Т.О. Книжник «Эпистолярное наследие Ю.Н. Рериха из Отдела рукописей МЦР» был дан краткий обзор переписки русского ученого с выдающимися людьми своего времени, прежде всего, с учеными-востоковедами. В сообщении на тему «Ю.Н. Рерих о зверином стиле у кочевников Алтая» доктор искусствоведения Е.П. Маточкин исследовал открытые в ХХ веке петроглифы в контексте теоретических разработок великого востоковеда. Современные археологические находки в этом регионе являются эмпирическими доказательствами концепции Ю.Н. Рериха о существовании единого источника происхождения звериного стиля. Доктор исторических наук, профессор В.Н. Тугужекова в сообщении «Востоковеды Ю.Н. Рерих и Н.Ф. Катанов: их вклад в изучение истории и культуры народов Азии» сравнила жизненный путь и творческое наследие двух русских востоковедов и ученых-энциклопедистов. Оба ученых приняли участие в больших научных экспедициях, во время которых был собран и осмыслен обширный эмпирический материал, оба оказали большое влияние на развитие востоковедения. Заведующая сектором отдела архивов Национального центра народной культуры «Музей Ивана Гончара» Ю.В. Патлань раскрыла значимость наследия семьи Рерихов для будущих поколений. 11 октября программу конференции продолжил доклад председателя Тянь-Шаньского общества Рерихов Е.В. Трояновой «"История Средней Азии" Ю.Н. Рериха в свете философии космической реальности». На старте своей научной деятельности, в работе «Расцвет ориентализма», Юрий Николаевич наметил составить книгу «Общая история Востока», в которую органично вошла бы история кочевников. Этот замысел учёный реализовал в фундаментальном труде – «История Средней Азии». Доктор исторических наук, профессор А.А. Хисамутдинов в докладе «Н.К. и Ю.Н. Рерихи в Тяньцзине и Пекине (1934–1935): по неизданным дневникам И.И. Серебренникова» открыл новые подробности Маньчжурской экспедиции. Кандидат филологических наук Е.В. Колобашкина показала одну из основополагающих черт характера, сферу увлечений и даже страсть известного востоковеда в докладе «Ю.Н. Рерих и военное дело».
«Юрий Рерих и русские ученые-космисты: параллели и особенности» — тема сообщения кандидата технических наук Т.П. Сергеевой. Являясь представителем семьи, игравшей в эволюционном продвижении человечества особую роль, Ю.Н. Рерих не мог не иметь своей задачи в общем большом деле, для выполнения которой он, как и все Рерихи, должен был обладать космическим мировосприятием. Доцент В.В. Деменова в сообщении «Роль и место буддийских изображений в жизни традиционной сангхи» рассказала о преданиях, согласно которым высокие Учителя не просто руководили художественными работами и написанием книг, но и сами были художниками и писателями. Кандидат искусствоведения Е.С. Кулакова в докладе «Тамга Амира Темура в контексте жизнедеятельности Ю.Н. Рериха» показала, как ученый находил на просторах древней Евразии элементы будущего культурного синтеза, к которому зовет человечество Знамя Мира. В докладе «Вопросы фонетической транскрипции тибетского языка кириллицей в научной деятельности Ю.Н. Рериха» кандидат филологических наук Н.Д. Болсохоева рассказала об оригинальной теории, в которой Юрий Николаевич предложил идею унификации транскрипции тибетских слов посредством русского алфавита. Председатель Ярославского Рериховского общества «Орион» С.В. Скородумов выступил с заключительным докладом «В защиту имени и наследия Ю.Н. Рериха», в котором рассказал трагическую историю привезенной Ю.Н. Рерихом в Россию из Индии в 1957 году части наследия семьи. В 1960 году, после ухода Ю.Н. Рериха из жизни, часть коллекции осталась в его московской квартире. Культурные ценности не были переданы брату ученого, как того требовал закон. Коллекцию не поставили на государственный учет, и она оказалась в руках нечистоплотных людей. Постепенно картины были раздарены, разворованы и распроданы. Еще одна грань проблемы связана с научным наследием Ю.Н. Рериха, значение которого пытаются принизить. Только культурная и научная общественность сегодня способна защитить наследие великой семьи Рерихов и поставить их имена на должную высоту почитания и уважения. По итогам конференции была принята резолюция, в которой содержится призыв всесторонне защищать наследие Рерихов, а также общественных деятелей и меценатов, в частности, Б.И. Булочника. В целом, международная научно-общественная конференция «110 лет со дня рождения Ю.Н. Рериха» продемонстрировала высокий научный уровень докладов и сообщений и собрала представительный состав ученых. Культурная программа конференции была насыщенной и разнообразной – индийский танец, классическая музыка, авторская песня и, наконец, концерт Молодежного объединения «Планета Творчества», созданного под эгидой Международного Центра Рерихов. Молодые дарования – Анна Сырнева, Даниил Посаженников, Евгения Рубцова, Джонатан Кимельфельд – исполнили свои музыкальные и поэтические сочинения, произведения мировой классики и вдохновенно читали стихи Н.К. Рериха. Участники объединения живут в разных городах, но искусство дает им возможность легко сосуществовать на единой творческой Планете. В концерте приняли участие авторы и исполнители лирической песни Татьяна и Сергей Левины. Конференция показала, что научное наследие Юрия Рериха востребовано, что специалисты разных стран сегодня учатся по его трудам и считают его своим учителем. Широта его знаний и кругозора была сравнима лишь с великими энциклопедистами прошлого, и это дает вдохновляющий пример ученым будущего. Для многих он стал не только примером выдающегося учёного, но и нравственным ориентиром.
|