С.В. Колодиева
Вестники Золотого века
Под небом голубым – есть город золотой,
С прозрачными воротами и яркою звездой,
А в городе том сад – все травы да цветы,
Гуляют там животные невиданной красы...
А. Хвостенко, А. Волхонский
Невысокий серьезный мальчик с плотно сжатыми губами внимательно смотрит на зрителя. Близко посаженные глаза ребенка печальны и не по-детски мудры, как будто он обладает знанием сокровенных законов мироздания, согласно которым появляются, развиваются и переходят на более высокую ступень развития Галактики, Планеты, Человек... И этим знанием он должен поделиться с другими людьми, доверив им секреты построения совершенного общества, живущего по законам Красоты, Добра и Справедливости. А чтобы мальчику было легче выполнить доверенную ему миссию, живущие в тонких мирах Светлые существа дали ему в помощники быстрокрылых ярких птиц, спешащих разнести по всему миру весть о грядущих изменениях, и высокие, упирающиеся в небесный свод деревья, принимающие информацию из Космоса и питающие ею земные недра.
Щербаков Матвей, 12 лет. Я и птицы
|
Таков автопортрет, представление о самом себе и своем назначении в мире 12-летнего Матвея Щербакова из Саратова, участника выставки «Мы – дети Света». Выставка проходила в Музее им. Н.К. Рериха с 8 по 11 октября в рамках конференции «Дети нового сознания», посвященной исследованию особенностей восприятия и поведения новых детей, которые приходят сегодня в мир, – представителей новой земной расы, идущей на смену нынешнему человечеству. В детях Света, в глазах изображенного Матвеем мальчика светится безграничная мудрость – ею они обладают с самого рождения, так же как и способностью видеть невидимые простым смертным миры более высоких измерений и пониманием того, что всеми процессами на нашей планете управляет высшая космическая сила. Впитывая, как губка, информацию из Космоса, они делятся ею с остальным человечеством, активно воздействуя на сознание людей и заставляя их совершенно по-другому взглянуть на мир и место человека во Вселенной.
Нередко дети Света, как и принявшие участие в выставке ребята из различных городов России: Москвы, Санкт-Петербурга, Омска, Саратова, Владикавказа, Подольска и других городов, – способом выражения собственного духовного опыта избирают изобразительное искусство, рисование, или поэтическое и музыкальное творчество. Работы их, с одной стороны, философски глубоки и эстетически гармоничны, с другой – колористически насыщены и экспрессивны по эмоциональному звучанию. Это не обычные детские картинки, которые стойко ассоциируются у нас с понятием «детского творчества». На них вы не увидите привычных детских сюжетов: солнышко, зеленая травка, улыбчивые человечки, домик с трубой и пружинкой дыма над ней. Детей Света, как носителей нового космического мышления, занимают более серьезные вопросы: они рисуют представителей будущего человечества, сердца которых наполнены светом и радостью; ангелов, оберегающих людей, с длинными изящными крыльями; переливающиеся мириадами нежнейших цветовых оттенков тонкие миры, мерцающие звезды на темном ночном небе, зовущие человеческий дух познать беспредельность.
Подобные сюжеты в свое время были главными темами творчества художников-космистов Микалоюса-Константинаса Чюрлениса, Николая Рериха, представителей объединения «Амаравелла» – Александра Сардана, Бориса Смирнова-Русецкого, Петра Фатеева, Виктора Черноволенко и Сергея Шиголева, которые творили в конце XIX – первой трети XX века. Эти художники были певцами Новой Красоты – красоты безграничного Космоса, населенного мудрыми, высокоразумными существами. Они обладали освобожденной от классических рамок фантазией, которая позволяла им создавать свои полотна, минуя строгие академические каноны. Да и как можно придерживаться ограничивающих дух земных установок, когда изображаешь невыразимое, миры, где совсем другие, чем на нашей планете, краски, формы и звуки, где время и пространство обладают иными, отличными от земных характеристиками?
Как и космисты прошлого века, дети нового, космического сознания родились в переломную эпоху, когда человечество стоит перед необходимостью коренных изменений. Высшие космические силы всегда в период смуты и раздоров посылают на Землю своих вестников, надеясь, что люди услышат благую весть об ином, новом мире, обратят внимание на их призывы и изменят свою жизнь к лучшему. Нелегкая ноша вестничества легла на плечи художников Серебряного века, и сегодня знамя, на котором написано «Свет, Любовь и Красота», перешло в руки детей нового сознания.
Творчество этих детей перекликается с творчеством их предтеч и в сюжетном плане, и в том, что касается цвета, формы и композиции. Работы детей нового сознания и их предшественников очень ритмичны и музыкальны, – кажется, что их поверхность вибрирует от напряжения, повторяя пульсирующий Космический ритм. Эти волнующие пульсации Космоса когда-то ощущал Виктор Черноволенко, им внимали Чюрленис и Александр Сардан, а позднее и Святослав Рерих, на полотнах которых многоголосое пространство звучит переливами бесконечных многообразных колебаний. Юные космисты – участники выставки продолжают дело художников, которых мы называем предтечами, чтобы, в свою очередь, передать эстафету Света тем, кто придет им на смену.
Александр Агапов, 17 лет.
Под синим парусом к звезде - цель жизни моей
|
Их юные души свободно и безбоязненно скользят в космическом океане, подобно фрегату, изображенному на картине Александра Агапова «Под синим парусом к звезде – цель моей жизни». Корабль интенсивного синего тона бесстрашно и уверенно спешит по клубящимся темно-бордовым и алым облакам в прекрасную Небесную Страну, добраться до которой можно по узкому коридору из множества высоких арочных окон. Эти окна – ступени восхождения человеческого духа на пути к Свету. Преодолеть эти ступени – задача, которую ставят перед собой дети нового сознания. Только достигнув вершин духовного развития, они смогут повести за собой человечество, освобождая его от шелухи старых привычек и представлений. И дети Света решительно приступили к осуществлению этой задачи: они постоянно напоминают живущим на земле людям, что мир меняется: то, что было хорошо вчера, станет ненужным завтра. Таков непреложный закон эволюции.
Так по ступеням, от одного поколения к другому, от одной эволюционной эпохи к другой, человечество достигнет той стадии любви и бесконечной мудрости, которая свойственна высшему космическому существу – Богу. Таня Александрова так и назвала свою работу: «От зверя к человеку, от человека к Богу – таков путь эволюции человека». Эволюционную лестницу она представила в виде светящегося, уходящего в небо конуса, на самой вершине которого находится высший космический разум. Точно такие же конусы эволюции изобразил почти сто лет назад, в 1908 году, гениальный Чюрленис на картине «Соната звезд. Аллегро», нарисовав на вершине одного из них бестелесное существо с белыми прозрачными крыльями. По-видимому, именно так выглядел в представлении Мастера Бог.
Дети нового сознания видят Его то в образе закручивающейся спирали, откуда льется ослепительное сияние, как в картине Тани Александровой или в работе Адели Башаровой «Я пришел», то в образе всевидящего ока, которое наблюдает за всем, что происходит во Вселенной, как на картине Никиты Лаврентьева «Ступени восхождения». В представлении Никиты процесс эволюционного развития напрямую связан с ответственностью человека за свои деяния: если ты служишь силам зла, твой удел – самая низкая стадия развития, если стремишься к Добру и Созиданию – подарком тебе станет подъем на самую высокую ступень эволюционной лестницы. Картина Никиты «Ступени восхождения» написана в контрастных тонах – напряженно звучащими темно-бордовыми и фиолетовыми и нежными светло-голубыми и желто-оранжевыми красками. Столкновение цветов подчеркивает вечное противоборство светлых и темных сил, сопровождающих эволюционный процесс.
Дети нового сознания называют посланцев добрых сил ангелами и изображают в виде наполненных светоносной энергией крылатых существ. Их представления об ангельском образе вызывают ассоциации с работами художника-космиста Петра Фатеева, где крылатые вестники неспешно и бесшумно движутся по земному полю, освещенному лучами уходящего заката («Прогулка»), и с сюжетами Чюрлениса – «Жертва» и «Ангелы. Рай», – где они отдают свои жизни во благо человечества и собирают прекрасные неземные цветы на краю призрачного, окрашенного в нежный розово-желтый цвет моря. Но если художники Серебряного века видели ангелов в «их мире», отдельном и никак не связанном с «юдолью земной», где пребывают души человеческие, то дети нового сознания изображают ангелов в виде деятельных существ, помогающих людям и оберегающих их от происков зла. И если заканчивается земное существование человека, который при жизни был певцом света и радости, они скорбят у его смертного одра, как на картине «Реквием Моцарта». В нижней части работы девочка изобразила женщину (очевидно, жену Моцарта Констанцу), печально склонившуюся над телом мужа. В руке она держит зажженную свечу, синее пламя которой ровно освещает гроб умершего. Справа от нее – муза и ангел-хранитель композитора в нарядных роскошных одеждах. Ангел-хранитель, прощаясь с Моцартом, одну руку прижал к сердцу, а другой благословляет своего подопечного. Муза и Ангел-хранитель значительно крупнее и выше всех остальных персонажей – так Наташа подчеркнула их значимость и весомость для умершего Моцарта. Слева от хрупкой женской фигурки – ангелы, скорбящие в тонком мире. Их высокие стройные тела и грустные лики невидимы припавшей к телу композитора женщине, однако она чувствует их незримое присутствие.
Дети Света видят небесных воинов, ангелов и в образах космических Учителей, оберегающих людей и поддерживающих все наши добрые начинания (триптих Маши Кузьминой, состоящий из картин «Праздник», «Слуги Бога», «Встреча»).
Маша Кузьмина, 14 лет. Дремлющий лес
|
Отличительный признак детей нового сознания – активная социальная позиция. Они понимают, что счастью и миру на Земле противостоит угрюмая жестокая тьма, воплощенная в насилии любого рода. И протестуют по-своему – через философские идеи неизбежной победы Добра, которые воплощают в своем творчестве. Метод борьбы со злом через искусство унаследован ими от художников-космистов прежних времен – вспомним пророческие полотна Н.К. Рериха в предчувствии Второй мировой войны и неизбежной Победы в ней русского народа!
...Стремительно мчащийся на боевом коне с копьем наперевес воин Света сразится в поединке с воином тьмы, и падут оковы, и люди – недвижные серые тени, живущие в ст рахе и подчинении, – вздохнут полной грудью. Воин Света, изображенный Данилом Ермолаевым, удивительно похож на призрачный образ всадника, скачущего с оружием наперевес на полотне Чюрлениса «Город. Прелюд» (1908–1909). Кажется, что оба художника – творивший столетие назад мастер и наш юный современник – увидели одно и то же существо, наделенное грозной силой и способное бесстрашно сразиться с тьмой.
Дети нового сознания стремятся обратить наше внимание на то, что покровительство и защита Высших сил принесут плоды только в том случае, если человек осознанно сделает выбор в пользу добра. Только от самого человека зависит, на чью сторону он встанет: всепобеждающего добра или коварного зла. Этой вечной проблеме человечества – проблеме духовного выбора между добром и злом – посвящены работы Германа Залялиева «Тебе выбирать, человек» и Алсу Хазиевой «Добро и зло», где противоборствующие силы представлены в образах ангела и черного дракона, прекрасной крылатой женщины и козлобородого сатаны. Чем быстрее люди поймут, утверждают участники выставки и своими картинами, и в своих комментариях к ним, что добро – наивысшее дарованное нам Богом благо, тем быстрее мы сумеем создать на земле счастливое свободное общество.
Юные художники-космисты уверены, что когда-нибудь это обязательно произойдет, поэтому уже сейчас предлагают проекты городов будущего и изображают живущих в этих городах высокодуховных людей. Они интуитивно знают, ЧТО взять за образец для построения таких городов. Картина Васи Кананчука из Санкт-Петербурга «Города в будущем будут очень красивые» – это торжественный гимн радостного содружества человека и природы: там звенят прозрачные ручьи, текут полноводные реки, на зеленых лужайках весело крутятся ветряные мельницы, а большие окна в домах, где живут люди, широко распахнуты. Увиденный юным художником мир красив и разноцветен: трава в нем ярко-зеленая, небо – лазорево-голубое, реки и моря – васильково-синие, здания – солнечно-желтые, золотисто-оранжевые и малиново-сиреневые.
Другие участники выставки рисуют живущих в городах будущего счастливых, довольных своим существованием людей, которые заняты творчеством. Музицирует на изящном инструменте улыбающийся доброй улыбкой молодой музыкант, изображенный на ритмичной и гармоничной работе Насти Астаповой «Волшебная флейта», земные цари и их дети поют чудесные гимны Жизни (картина Никиты Иванова «Песнь Царей»), грациозные молодые девушки исполняют ликующий танец Радости (Юля Варюхина – «В шелковом шелесте песен»).
Вместе с людьми радуется все живое: птицы и звери, цветы и деревья, горы и холмы, моря и реки. Юные художники стремятся возвратить нас к первопричине существования, к тому, что мы посмели забыть, – «Без сердца что поймем?» Для них чувство сердечной истины – главный инструмент познания. Они видят сердцем, что все частички мироздания неразлучны и в Природе нет ничего лишнего.
Тесная взаимосвязь всего сущего – мудрый космический закон, который действует не только в пространстве планеты Земля, но и везде во Вселенной. Установил этот закон высший космический разум: Матвей Щербаков из Саратова увидел его в облике могущественного мага («Волшебник»), по взмаху волшебной палочки которого, согласно только ему ведомому порядку, как чудесная мозаика, появляются на свет деревья с густой кроной, резвящиеся на солнышке радужные блестящие рыбы, птицы с ярким оперением, могучие звери с роскошными густыми шкурами.
Юля Абрамова, 13 лет. О сем радость
|
Трепетным и ласковым отношением к миру Природы наполнена работа Никиты Лаврентьева «Союз духов гор и озер». Никита нарисовал высокую, уходящую в поднебесье гору в образе красивого бородатого мужчины, который с безграничным доверием смотрит на юную миловидную женщину – духа горного озера. Мужчина и женщина с улыбкой держатся за руки, любовью и небесной чистотой светятся их лица. Картина мальчика написана в нежных салатово-голубых и розово-фиолетовых тонах – подстать тому состоянию единства, в котором пребывают такие непохожие природные явления, как гора и озеро.
Созерцая работы юных космистов, задаешь себе вопрос: когда, на каком этапе жизни и почему мы перестаем задумываться над тем, что такое Истина, в чем состоит смысл нашего прихода в мир, и к каким непреходящим ценностям надо стремиться? И в душе возникает благодарность за то, что Дети нового космического сознания пробуждают подобные мысли. Им с легкостью удается это сделать, потому что, в отличие от многих взрослых представителей рода людского, они знают, какие глубинные корни питают душу человека, и естественно и бескомпромиссно следуют этому знанию. Свобода их поступков и суждений часто ставит взрослых в нравственный и интеллектуальный тупик, из которого нельзя выйти, не отказавшись от стандартных (зато комфортных!) психологических традиций материального мира.
Войтенюк Алена, 13 лет. Пасхальный день
|
Знания эти они, как и их предтечи, вестники- космисты, получили из глубин необозримого космического пространства, из бесконечных недр Вселенной. Дети Света помнят, откуда они пришли, где их настоящая Родина. Следуя повелительному призыву высших сил, они преодолевают земное притяжение и... идут по серебристой небесной дороге навстречу чудесным озарениям и чарующим видениям, и ведут за собой зрителя, как Александр Агапов, по «Дороге в вечность». Они пришли на землю, чтобы возвестить о том, что грядут большие перемены, что скоро – очень скоро! – человечество вырвется из мягко светящегося алого кокона, в котором оно пока безмятежно спит, и мир непременно изменится к лучшему. По крайней мере, тот же Саша Агапов и Алина Зиганина утверждают это своими картинами «Посланник Золотого века» и «Рождение».
Скоро – очень скоро! – люди станут жить по законам Любви и Красоты. Об этом несут весть ангелы, протягивая людям символ веры и возрождения – зажженную свечу, и эту весть услышала и засвидетельствовала своей работой «Благовестник» Наташа Петухова. Мудрые космические посланцы – дети нового сознания – во всеуслышание говорят о наступлении Золотого века. Пусть пока их не все еще слышат и понимают, – но Слово сказано, и вновь произнесли его дети. Пусть пока мелодии Света, которую они исполняют, внимают лишь избранные – они все равно будут играть ее целые дни напролет, подобно смуглому золотоволосому мальчику с картины Матвея Щербакова «Забытая мелодия», уверенно и самозабвенно извлекающему из тоненькой дудочки красивые чистые звуки...
______________________
Источник: «Культура и время» № 4 (22), 2006
В начало раздела
|