Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Из философского наследия Е.И.Рерих о Христе и христианстве
(выдержки из писем)
2 июня 1934 г. Время остановить нельзя и нельзя современное сознание вернуть в тиски сознания тех священнослужителей, утвердителей христианских догм, которые на соборах своих серьезно обсуждали, сколько духов может поместиться на конце иголки или же имеется ли душа у женщины и тому подобные перлы глубокомыслия и духовного откровения! При этом еще исправно заушали друг друга! Духовные пастыри необходимы, но они должны быть истинными водителями духа и идти с нуждами века, а не плестись позади закованными в цепи невежества мрачного средневековья. Дух инквизиции еще очень силен, и не думаете ли Вы, что если бы Христос появился сейчас на земле, то Ему не миновать было бы если и не распятия, то суда Линча, в лучшем же случае пожизненного сурового заточения с клеймом Антихриста.
14 июня 1934 г. Конечно, христианство и Учение Христа – две совершенно разные вещи. И мы именно почитатели Учений основоположников, но не позднейших искажений их, ибо одно от Духа, другое от человеческого корыстия.
8 сентября 1934 г. Если бы люди дали себе труд в зрелые годы действительно изучить Учение Христово, да еще на основном языке этих Евангелий, а не удовлетворяться школьными учебниками, то новый смысл Слов и Подлинный Величавый Облик Христа встал бы перед их духовным зрением.
12 сентября 1934 г. Истинно, сказано: «Велика подкупность Христа, прикрывающего за свечку любое предательство. Нет хуже, нежели свеча подлости. Не нуждается Христос в таких почитателях, ибо свечи их коптят одеяние. Не отмыть водами Иордана и Урдара следы таких приношений». Сколько кощунства в молитве: «И аз недостойный Иерей, властью мне от Бога данной, ныне отпущаю грехи...». Да, платное отпущение раскаявшегося грешника не есть ли самое тяжкое преступление? Денежный подкуп Божества не хуже ли первых форм фетишизма? Этот устрашающий вопрос нужно освещать многосторонне…
12 сентября 1934 г. Народ жаждет света, он жаждет духовной пищи, но пища эта должна быть чистой, и ризы новых духовных наставников должны стать действительно белоснежными, и они должны идти стопами Владыки Христа. <…> если бы наши Отцы Церкви последовали примеру западного духовенства и принялись бы за изучение трудов Великого Оригена, этого истинного Светоча Христианства, много света пролилось бы на символы и таинства Христианства и догмы церковные отпали бы, как оковы и скопы железные, и Церковь, тело Христово, истинно, восстала бы из гроба. Ведь малые дети начинают думать логичнее наших седовласых церковников!
12 декабря 1934 г. Новая Церковь должна явиться на смену старой в полном сиянии Красоты Подвига Иисусова, она должна будет собрать Великий Вселенский Собор и просмотреть при свете нового сознания все постановления бывших Соборов, должна будет изучить сочинения первых христианских философов и Отцов Церкви, ближайших ко времени Иисусову; и тогда вся красота подвига Иисуса Христа, вся ширь Его Учения будет понята ими в духе, но не в мертвой букве часто искаженных писаний. И только тогда будет заложена Новая Религия, Религия Св[ятого] Духа. «Не на горе сей, не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу&hellip Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе: Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине». (от Иоанна, гл. 4, ст. 21-24).
30 марта 1935 г.
… Мой Христос не стоит с плетью у Храма и не грозит анафемой, но живет в сердце каждого человека, устремленного к миролюбию и благому строительству. Сердце и ум мой, истинно, принимают две заповеди, данные Иисусом, на которых, по Его же словам, «утверждается весь закон и пророки.
6 июня 1935 г. Живой Церковью я называю церковь, следующую истинным Заветам Христа во всетерпимости их, церковь, устремленную к объединению, а не разъединению. Именно, где любовь Христова положена в основу. Но нет Христа там, где проявлена хотя бы тень нетерпимости или изуверства.
22 июля 1935 г. В христианстве я придерживаюсь веры первых Отцов Христианства.
28 декабря 1935 г. Несомненно, Жертва Христа, принятие Им крестной смерти за принесение Учения Света, имела великое значение для всего человечества на всех планах бытия. Но подобную жертву или подвиг принимали на Себя и другие Великие Учителя человечества. Конечно, Жертвой Христа никто не спасен от козней и сетей темной силы. Ибо никто не может спасти другого. Так, Учение Христа лишь еще раз напомнило человечеству о грозной опасности и указало путь к духовному возрождению и, следовательно, к спасению. Первый луч Новой Эпохи блеснет новым пониманием Учения Христа.
17 января 1936 г. Учение Христа есть именно Учение Общего Блага, и непонимающий и отрицающий этот принцип отрицает и Самого Провозвестника.
25 января 1936 г. Если бы отцы церкви поняли, какое время встало перед ними – время великого очищения и творчества духа, когда, объединившись, они могли бы в новом эволюционном сознании просмотреть Великий Завет Христов и при свете изучения и сопоставления с древнейшими религиями понять глубокий эзотеризм Учения Христа, основанный всецело на Первоначальном Откровении, Источнике всех когда-либо существовавших Учений. Отцы церкви должны стать истинными духовными пастырями народа, проводя в жизнь основы Живой Этики, встречаемые в каждом Учении Света. Опасно отставать от растущего и эволюционирующего сознания, опасно отрицать нахождения и достижения науки, которые сейчас в силу нагромождающихся событий остаются еще одиночными проявлениями. Но не за горами, а за плечами время, когда эти проявления объединятся и предстанут как неопровержимые факты. Неужели мы будем брать пример с тех невежественных кардиналов, которые готовы были сжечь на костре Галилея за его утверждение о вращении Земли? Потому нужно усмотреть в Заветах именно то, что так согласуется с новейшими нахождениями науки, а не поддерживать то, что было искажено и приспособлено для различных целей. Нужно со всею честностью, со всею искренностью и просветленным сознанием изучать Заветы, отбросив все позднейшие толкования, настолько затемнившие первую основу, что действительно «вместо прекрасных Ликов остались лишь запыленные гримасы».
24 мая 1936 г. Вы правы, что христианство должно следовать по стопам Христа, но именно этого оно и не делает. Слова Иисуса Хр[иста] искажены, отменены и подтасованы так, чтобы оправдать себеугодие и себеслужение вместо служения Общему Благу, завещанному Иисусом.
6 мая 1937 г. Никакие фимиамы и ладаны не загонят в прежние тиски, лишь ЗНАНИЕ, осиянное всею мощью нахождений новых энергий, найдет себе путь в страну, воскресшую духом. Все прекрасное должно быть охранено, но все нагромождения и вся ветошь веков должны отпасть. Истинно, новое понимание Учения Христа должно войти в жизнь преображенную.
17 мая 1937 г. Вы справедливо возмущаетесь приведенными Вами строками из Посланий Апостольских. Хочется спросить, где хранятся подлинники их? Кто и когда видел их? Также кто может поручиться, что по оригиналам (если такие дошли) не скакала рука ревнителей (в образе позднейших отцов церкви), нанося поправки там, где нечто не соответствовало удобным для них церковным догмам и установлениям. Не так ли было и с трудами всех великих подвижников? Как Сказано: «Ни один памятник древности не дошел до нас без искажения». А сколько неточностей допустили одни переводчики таких Писаний! Достаточно просмотреть Библию в трех переводах — англ[ийском], русск[ом] и франц[узском].
28 мая 1937 г. Не забудем, что в первые века христианства [в] такие обряды, как крещение и причастие, вкладывалось большое внутреннее духовное значение, и лишь позднее они выродились в государственные установления, неисполнение которых грозит лишением прав и т.д. Крещение и причастие первоначально были символами приобщения к духовной жизни. Ведь и Мистерии Древности были обрядами, полными глубокого внутреннего значения, и большинство наших христианских обрядов было заимствовано именно от языческого мира. Но все имеет значение лишь в духе, и, конечно, никакие механические манипуляции не могут дать нам духовного перерождения или же приобщить к чему-либо без участия духа нашего. Но обряды эти помогали создать известные условия и настроения, при которых дух наш мог легче воспрянуть и вознестись.
4 июня 1937 г. Кто будет отрицать чудеса Христа? И не знаем ли мы из тех же Евангелий, что «и не совершил там многих чудес по неверию их»? Так и Самому Христу нужны были определенные условия для совершения чуда. Но для нас чудеса Христа были, главным образом, в новом сдвиге сознания и новом утверждении Подвига.
31 июля 1937 г. Вспоминается характерный случай, происшедший в наших краях. Один мусульманин попросил дать ему Евангелие, чтобы ознакомиться с христианским учением. Прочтя его, он с удивлением сказал: «Я прочел Евангелия внимательно, но не нашел в них ничего, что бы отвечало современному христианству». Вот именно это-то и следует иметь в виду тем, кто желают следовать истинному Учению Иисуса Христа.
11 сентября 1937 г. Все учения древности, так же, как и Учение Христа, указывают на необходимость вмещения антитез, ибо сама жизнь соткана из таких кажущихся противоречий. Но сейчас это основное положение забыто, так же как забыто и вычеркнуто из обихода нравственное усовершенствование и утончение всех наших чувств, которое столь необходимо для восприятия Благодати, посылаемой Свыше. Лишь при очищении внутреннего человека наша психическая энергия может вступить в постоянное сотрудничество с энергией Высшей.
27 ноября 1937 г. Мы знаем, какое значение придавалось последователями Христа возможности Его воскресения на третий день, и они были правы, ибо одним из заданий Христа было доказать своим ученикам переживание человека душевного и бессмертие духа. Никто не будет отрицать, что огромным фактором в укреплении и распространении Учения Христа явились именно Его неоднократные посмертные появления. Среди гностической литературы можно найти много значительных данных об этих явлениях.
30 ноября 1937 г. Всем издевающимся над великими Истинами мы можем сказать: «Не вы ли распинали Христа? Не вы ли глумились над Ним, когда он страдал на кресте? Не вы ли сжигали и терзали Его последователей? Не вы ли замучили десятки тысяч лучших умов, несших свет знания? Не вы ли остановили эволюцию человеческой мысли и ввергли все человечество в безумие самоистребления? Вы изменили свои одежды, но по деяниям можно узнать вас».
3 декабря 1937 г. Сейчас никто из интеллигентных или просвещенных людей не сомневается, что Христос воскрес не в своем физическом теле, но в теле тонком, или теле Света. Не Апостол ли Павел подтверждает это своими неоднократными речениями: «Тленное не может стать нетленным» или «Не умрем, но изменимся» и т.д. Также в Евангелиях подчеркивается, что Христос после своей крестной смерти или своего воскресения обычно при появлении своем становился видим внезапно и так же внезапно исчезал. Именно эти внезапные появления и исчезновения (как теперь это научно установлено) так характерны для временной материализации тонкого тела. В гностической литературе можно найти указания, что именно во время таких появлений Христос передавал ученикам тайны потустороннего мира.
28 апреля 1938 г. Принято изображать Христа каким-то всепрощающим непротивленцем, но такое представление, прежде всего, кощунственно. Не сам ли Христос говорил: «Не мир пришел Я принести, но меч» (от Луки, 12, 51)? <…> Так, всякое непротивление в духовном понимании Учений осуждается.
12 июля 1938 г. Но, как Сказано, никогда еще ни одно Учение не было поднято друзьями, всегда и во всем помогает ярость врагов. Джинны строят храмы. Даже от Христа требовали знамения с неба и обвиняли Его в том, что Он «изгоняет бесов силою князя бесовского». Перечтите Еванг[елие] от Луки, гл. 11, ст. 15.
27 августа 1938 г.
… Во всем, что касается Христа и Его Учения, можно сказать, что не излишне поведанное или излишне умолчанное, но, именно, невежественное и, корысти ради, искажение Его простых речений и заветов принесло столько вреда. Очень был бы полезен труд, поясняющий Евангелие, в свете синтеза всех духовных Учений.
9 ноября 1938 г. Обычно люди, почитающие себя христианами и поставленные поддерживать так называемые нравственные, вернее, церковные устои, очень опасаются всякого упоминания о служении Силам Света. Ведь принято и узаконено, что все называющие себя христианами делают все противное именно Заветам Христа, потому и служение Свету рассматривается как служение дьяволу. Если раньше в каждой реторте алхимика последователи Христа видели рога дьявола, то и теперь в каждом упоминании о служении Свету или Высшим Силам им чудится облик Антихриста и его приспешников. Но все же скоро такое отношение должно прийти к концу. Произошел большой сдвиг в сознании масс, и нужно признать, что во многом уже массы ведут за собою тех, которые должны бы вести их.
26 января 1939 г. Именно Христос сурово обличал всякое зло, всякое лицемерие и нерадивость к добру. Каждый духовный Учитель приносит клятву не поражать тех, кто посягает на Его жизнь. Так и Христос не мог противиться грубой силе, направленной против Него. Но Он противился злу каждым словом своим, каждым действием, когда это не касалось лично Его. Задача Его была совершить путь человеческими ногами и руками и показать людям, что в величайшей любви к человечеству можно пожертвовать собою и претерпеть жесточайшие муки за желание принести людям свет постоянно забываемых ими Истин. Молитва Христа о мучителях полна милосердия и даже справедливости, ибо, действительно, что могли знать и понимать наемные палачи в величии Того, Кого они истязали? Кого им было ПРИКАЗАНО истязать? Истинно, не наемные истязатели, но их подстрекатели приняли на себя карму горчайшую. Также и Пилат, умывший руки и оказавший НЕПРОТИВЛЕНИЕ величайшему злу там, где в его власти было остановить его, уготовил себе труднейший рок.
7 мая 1939 г. Конечно, неверующий в Христа, то есть в Его Учение, – ибо невозможно верить в Христа и не исполнять Его заветов, – не может воскреснуть духом. Учение Христа – Истина, и потому как может отрицающий Истину прозреть?
7 мая 1939 г. Я хорошо помню и воспринимаю сердцем речение Христа: «Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине» (Иоанн. 4, 24). Где утверждал Христос церковь в таком виде, как она сложилась в последующие века? Ни один из Великих Провозвестников никогда не утверждал догм и статутов церковных. Догмы и храмы утверждении духа человеческого. Для него преподавались не обряды, но пример личного высокого жизненного подвига. Никакие обряды, никакие догмы не преобразуют душу, отягощенную невежеством и пороками. Лишь горячее устремление к Свету, к действенному добру и служению человечеству приближает нас к Лестнице Иакова. Очень полезно ознакомиться с многочисленными трудами западных ученых, основанными на подлинниках первых веков христианства, чтобы понять, сколько неточностей могло вкрасться в наш перевод Евангелий и какое количество ценнейших речений не было включено. В те времена существовало множество апокрифов и Евангелий, из которых отцы церкви (по свидетельству их же современников) канонизировали те, которые были ближе их уровню сознания. Так и до сих пор существуют прекрасные апокрифы, которые не вошли в исправленные и канонизированные Евангелия.
7 мая 1939 г. Если Вы прочтете Евангелия внимательно и без привычной школьной указки, то увидите, что Христос неоднократно утверждал о божеском сыновстве всех людей. Не Он ли говорил: «Отец ваш и Отец мой», и указывал на древние писания, утверждавшие, что все люди – боги. Конечно, Христос есть Путь Истины, есть в полном смысле Спаситель. Также и предшественники Его среди других народов во все века назывались «Путем» и Спасителями. Все Они, указывая Путь праведный, Путь эволюции Духа, спасают человечество от ужаса и мрака невежества. Все Великие Учителя приходили, чтобы ускорить эволюцию человека. Сравните их Заветы и увидите, насколько они тождественны.
14 июня 1939 г. Кто же в наши дни, приобщившись к достижениям науки, может допускать дословно все сказанное в Библии? Разве Библия не является для просвещенных умов и исследователей сборником осколков великих истин, народных легенд и отголосков событий именно допотопных, давно прошедших времен, часто соединенных между собою вне всякого хронологического порядка. Библия переводилась со многих языков, и много преображений и искажений было внесено древнейшими компиляторами этих писаний.
29 июля 1939 г.
… я очень люблю многие наши церковные обряды и празднества и никогда не стала бы их изгонять из жизни народа. Наоборот, они должны быть еще более одухотворены и тем стать еще ближе народному сознанию. Главное – их внутренний глубокий смысл должен быть осознан. Также я храню память о нескольких прекрасных священниках и мечтаю встретить таких и в новой России.
8 июня 1948 г. Когда Христос мучился на Кресте – кто понимал, что старый мир кончился, и уже новая заря загорелась, и новый Бог вознесся над Землею? Каждое учение требует подвига.
15 октября 1948 г. Многое облегчается, если мы умеем создать поток устремленной любви к Высшему Свету, к Христу, Кто есть воплощенная Любовь. Установлением такого потока или провода наша любовь достигает своей цели.
10 ноября 1948 г. Да, Власть есть Жертва! И Христос победил мир именно властью своей Жертвы. Если бы не было тогда этой Жертвы, не было бы и Христианства. В мире Духа все преодолевается, все достигается лишь жертвою, лишь самоотвержением.
13 ноября 1948 г. Записи Марии Магдалины почти все исчезли, остались лишь обрывки, и сейчас можно найти их в гностической литературе. Точно так же «Евангелие от Иоанна» записано было Марией Магдалиной, она одна была высокообразованной ученицей среди последователей Христа. Если бы не Мария Магдалина, вряд ли что дошло бы до нас из подлинных слов Христа. Теперь о Великом Облике Христа. Нет лжи в строках Евангельских, говорящих о воскресении и вознесении Христа. Есть лишь недомыслие последователей и читающих или введение в заблуждение своей паствы корыстными и невежественными князьями церкви.
18 ноября 1948 г. Совершенно дико представить себе, что Христос думал доказать существование загробной жизни тем, что, подвергнув себя мучительнейшей смерти, снова ожил бы в том же теле. Нет, не бессмысленное воскресение в физическом теле было целью Христа. Христос хотел доказать сознательное существование человека в Надземном Мире и в оболочке, соответствующей тому Миру.
25 января 1951 г. Но самое истинное пророчество и точное знание заключается в словах Христа, сказанных им женщине-самарянке: «Наступает время, когда [и] не на горе сей и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу… Настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и Истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе. Бог есть Дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и Истине…». Христова Вера должна была быть самой простой, самой сердечной и возвышенной. Но без знания духа и сердца, в простоте ее загнали в тупик невежества и ограничений. Там, где мысль заглушена, там, где утвержден фанатизм, там самые лучшие, самые возвышенные ростки духа и сердца засыхают.
16 сентября 1953 г. Любовь – самый мощный двигатель и рычаг. Любовь истинно покрывает и прощает многое. Как сказал Иис[ус] Хр[истос] о Магдалине: «Она много любила, и потому ей многое простится». Да, Путь Вел[икого] Христа Иисуса – Путь Любви Самоотверженной, путь кратчайший, возносящий Дух к Красоте Беспредельной.
29 июня 1954 г. Запугало Безбожие, но никто не подумал, насколько существующее почитание Божества далеко от Истины и полно и убожества, и невежества, и, я даже сказала бы, святотатства. Ибо не святотатство ли признание существования Первородного греха в нашей Христианской Религии при нелепом обвинении женщины соблазнительницей и виновницей в падении и утрате Райского Блаженства!!
|