Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих


Ко дню рождения Елены Ивановны Рерих


12.02.2020


  В этот день 141 год назад родилась Елена Ивановна Рерих (31.01/12.02.1879 – 05.10.1955), выдающийся русский философ, ученый, мыслитель, просветитель, посвятившая себя работе над главным трудом своей жизни – книгами Живой Этики, созданными в результате сотрудничества и под водительством Великих Учителей Востока, которых в духовной традиции Индии принято называть Махатмами. Являясь философией космической реальности, Живая Этика освещает важнейшие проблемы космической эволюции человечества, содержит в себе уникальную систему познания, основанную на законах Космоса, неотъемлемой частью которого является Земля и человечество. Живая Этика являет собой синтез древней и современной мысли, философских прозрений Востока и научных достижений Запада. Е.И.Рерих – автор книг о Будде, Сергии Радонежском, Криптограмм Востока, переводчик сложнейших философских трудов Е.П.Блаватской, автор огромного количества писем, уже изданных Международным Центром Рерихов. Во многих трудах Елена Ивановна Рерих уделяет внимание размышлениям о России. И не только потому, что это ее Родина, но и потому, что в энергетическом поле нового эволюционного витка Россия играет важнейшую роль. Елена Ивановна – единственная женщина, которая прошла весь труднейший маршрут грандиозной экспедиции, организованной Н.К.Рерихом по труднодоступным и малоисследованным районам Центральной Азии (1924–1928). Она была сердцем, наставником и главным устоем семьи Рерихов. Николай Константинович, Юрий Николаевич и Святослав Николаевич Рерихи необычайно высоко ценили роль Елены Ивановны как светлого гения семьи. Необыкновенно красивая, утонченная, воплотившая в себе лучшие черты русской женщины: достоинство, доброту, милосердие, самоотверженность. Именно такой облик запечатлел С.Н.Рерих на портрете Елены Ивановны (1931).


Предлагаем вашему вниманию статью Л.В.Шапошниковой «Сотрудница космических сил», посвященную Е.И.Рерих, фрагменты писем Е.И.Рерих, библиографические материалы.

Л.В.Шапошникова


СОТРУДНИЦА КОСМИЧЕСКИХ СИЛ


У нас есть на вашей планете доверенная, испившая чашу опыта. 
Она послана вам как свидетельница космических явлений,
как носительница моих поручений, как ваша пророчица будущего.


Беспредельность, 5


Она написала свое первое письмо президенту США Франклину Рузвельту в октябре 1934 года. Письмо было несколько странным и как бы выпадало из общего потока деловой президентской корреспонденции.

«Господин Президент, – писала она, – в суровый час, когда весь мир на пороге реконструкции и судьбы многих стран взвешиваются на Космических весах, я пишу Вам с Вершин Гималаев, чтобы предложить Вам Высшую Помощь. Помощь из того Источника, который с незапамятных времен находится на неусыпном посту, направляя ход мировых событий в спасительные русла» [1]. Президент не имел представления ни об упоминавшемся в письме Источнике, ни о тех, кто «направлял ход мировых событий». Он впервые узнал из этого письма о необычных и удивительных предупреждениях, которые шли из Источника и касались шведского короля Карла XII и Наполеона. Их, оказывается, просили не предпринимать походов на Россию. Президенту было хорошо известно, чем эти походы кончились. Однако неведомый ему корреспондент не довольствовалась экскурсом только в историю. В письме содержалась и оценка современного международного положения. Возможно, именно она и заинтересовала президента больше всего. Правда, рассуждения автора больше напоминали пророчества, нежели трезвый расчет политика. Но в прозрениях корреспондента сверкали золотые зерна истины. В конце письма стояла подпись: Елена Рерих, а на конверте значился адрес неизвестной ему гималайской долины. И он ответил на это письмо. Завязалась переписка. В последующих письмах Елена Рерих предупреждала президента о грозящей Америке войне, об опасности, исходящей со стороны Германии. Мировоззренческий диапазон президента США был достаточно широк, и он понял, что имеет дело с необычным человеком, за которым стояло еще не осмысленное им явление Источника. В своих письмах он задавал Елене Рерих вопросы и получал неожиданные и тревожащие его ответы. Потом предсказанное сбывалось.

Как бы мы ни объясняли случившееся, но фактом остается то, что президент занял позицию, которая во многом совпадала с утверждениями его далекого корреспондента.

«Внимание Президента, – писала Елена Рерих в письме 1935 года, – должно быть обращено к Востоку. Говоря о Востоке, мы имеем в виду также Россию... Америка уже давно связана с Азией... Каждый должен воспринять, что народам, занимающим большую часть Азии, суждено ответить на дружбу Америки. Так называемая Россия является равнобалансом Америки, и только при такой конструкции Мир во всем Мире станет решенной проблемой» [2]. Тогда это звучало неправдоподобно. Через несколько лет Советский Союз и США оказались союзниками в Великой войне...

Елена Ивановна Рерих, в девичестве Шапошникова, родилась в Петербурге в 1879 году и умерла в 1955 году в Индии, в небольшом курортном городке Калимпонге, расположенном на склонах Восточных Гималаев.

Ее недлинная жизнь, объединившая русский Петербург с индийским Калимпонгом, вместила в себя как бы несколько жизней. Я вижу их в виде витков спирали, уходящих вверх. И если смотреть на эту спираль снизу, с земли, то можно заметить, что нижняя спираль составляет как бы внешний круг, а спирали более высокие – внутренний. Если внешний круг, представляя собой канву ее жизни, связывает ее с каждым из нас, то внутренний, являя собой уровень ее духовного развития, ставит ее в один ряд с великими личностями планеты.

Мать Елены Ивановны была двоюродной внучкой великого русского полководца М.И.Кутузова. В самой Елене Ивановне рано проявились богатые способности и незаурядная одаренность. Она была прекрасной пианисткой, тонко разбиралась в живописи и увлекалась индийской философией. Книги Вивекананды, Рамакришны, Тагора были ее любимым чтением. В 1899 году она встретила молодого художника Николая Константиновича Рериха и в 1901 году стала его женой. В 1902 году у супругов появился сын Юрий, в 1904-м – Святослав. Так возникла та уникальная семья Рерихов, которая сыграла важную роль в русской и мировой культуре. Елена Ивановна была сердцем и главным устоем этой семьи. В 1918 году Рерихи уехали в Европу, а в 1923-м, после долгих мытарств, попали в Индию. К этому времени Елена Ивановна сложилась как философ, писатель и общественный деятель.

Николай Константинович называл ее другиней. Это старинное слово очень точно соответствовало духу и характеру Елены Ивановны. Многие картины Рериха – результат творчества двоих. Она была вдохновляющим началом в этом творчестве. Большое количество полотен художник написал по замыслам своей жены. Но ее замыслы были не только в его картинах. Трудно назвать хотя бы одну область в деятельности Николая Константиновича, где бы их не было.

Они вместе участвовали в Центрально-Азиатской экспедиции, прошли по неизвестным тропам Трансгималаев. Тяжелые переходы, нападения разбойников, препятствия, чинимые английскими властями, чуть было не приведшие к гибели экспедиции, – все это требовало не только выносливости, но и незаурядного мужества. «На коне вместе с нами, – пишет Рерих, – Елена Ивановна проехала всю Азию, замерзала и голодала в Тибете, но всегда первая подавала пример бодрости всему каравану. И чем больше была опасность, тем бодрей, готовней и радостней была она. У самой пульс был 140, но она все же пыталась лично участвовать и в устроении каравана, и в улаживании путевых забот. Никто не видел упадка духа или отчаяния, а ведь к тому было немало поводов самого различного характера» [3].

В 1928 году, после завершения экспедиции, Рерихи создали в долине Кулу Институт Гималайских исследований. Елена Ивановна стала его почетным президентом-основателем. И тут еще раз можно удивиться. Тонкий знаток искусства, уникальный философ, она довольно легко ориентировалась в научных проблемах, которыми занимался институт, и часто направляла их с мудростью хорошо подготовленного ученого. Ее мысль всегда была устремлена в будущее, и она мечтала о том, что в долине когда-нибудь вырастет город Знания, который превратится в международный центр научного сотрудничества.

Рерихи прожили в Индии многие годы. Стремясь вернуться в Россию, они так и не смогли этого сделать. На Родину вернулся только один из них, Юрий Николаевич, известный востоковед. Это произошло в 1957 году. Там, в Гималаях, они пережили Великую войну, стараясь помочь, чем возможно, своему народу. В 1947 году умер Николай Константинович. Елена Ивановна потеряла не только супруга, но и многолетнего сотрудника, чье творчество было нераздельно слито с ее мыслями, с ее видением мира, с ее трудом. Она покинула долину в Западных Гималаях и поселилась со старшим сыном в уже упоминавшемся мною Калимпонге.

Там из окон небольшого домика, который они сняли, она видела сверкающие снега священной Канченджанги и вдыхала терпкий запах хвойных деревьев, окружавших двор. Наверху, в тесной мансарде с косым потолком, стоял письменный стол, за которым она неустанно продолжала работать, позволяя себе лишь короткие вечерние прогулки. Она работала над книгами Живой Этики, или Агни Йоги. Собственно, с них начинается уже второй, более высокий виток ее жизни. Этот виток неожиданно отрывает нас от земли и выносит в просторы того незнакомого нам Космоса, неизбежную встречу с которым тогда, в 20-е годы, предвидели лишь отдельные ученые, такие как Циолковский, Вернадский, Тейяр де Шарден...

Процесс познания человеком окружающего мира в каждом веке, в каждой эпохе имеет свои особенности. На долю XX века их тоже выпало немало. Однако одна из них заслуживает специального внимания. Чем больше наша мысль устремлялась к этому незнакомому Космосу, тем ближе и необходимей становились древние забытые прозрения.

В них мы неожиданно для себя обнаружили ту информацию, о существовании которой не подозревали в предыдущий век научного рационализма. Природное стремление к синтезу четко обозначило тенденцию соединения древней мысли, пришедшей к нам с Востока, с достижениями современной науки, которая благодаря новым своим открытиям стала утрачивать наивный рационализм. Но только этим XX век не ограничился. Во времени и пространстве человеческой истории и Космической эволюции он оказался переломным. Эту особенность нашего века обусловили предыдущие культурно-духовные накопления человечества и бурное развитие его энергетических процессов. Иными словами, в XX веке мы подошли к новому витку своей Космической эволюции и начали восхождение по той крутоподнимающейся прямой, которая связывает в спирали два витка – предыдущий и последующий. Эта часть спирали представляет собой наиболее тяжелую область эволюционных перегрузок. Здесь трудно удержаться и легко «сойти с круга». Преодоление переломной части эволюционного пути требовало не только соответствующих знаний, но и осознания происходящего. Книги Живой Этики, появившиеся в начале 20-х годов, давали людям это осознание и указывали пути преодоления. Однако публикация этих книг для человечества в целом прошла тогда незамеченной. <…>

Живой Этике был свойственен целостный подход к осмыслению явлений природы и духовно-культурной эволюции человечества. В книгах содержался также синтез древней мысли Востока и новых научных достижений. Причем он был таким естественным и гармоничным, как будто плавно вытек уже готовым из какого-то неведомого нам Источника. Возможно, поэтому ряд положений Живой Этики опередил научную мысль нашего времени. В этом опережении заключалась та мудрая сила духовного ускорения, которая облегчала восхождение по спиралям Космической эволюции.

Выход в свет Живой Этики не случайно совпал с так называемым научным взрывом, когда пересматривались привычные догмы, появлялись новые направления, исследовавшие, казалось, Невозможное, и складывалась новая модель мироздания и его Механизмов. Возникшие направления потребовали и нового подхода к научным исследованиям – целостного. На ином уровне начиналось осмысление Великого единства Человека, Планеты, Вселенной. Зарождалось Космическое сознание, а вместе с ним и стремление выйти за пределы Планеты и связаться с «братьями по разуму».

Но мало кто знал, что духовная традиция Востока, особенно Индии, в своих глубинах уже таила давно этих «братьев по разуму», которые представляли одухотворенный, еще неведомый науке Космос. Духовные Учителя, или как они сами себя называли – Старшие братья человечества, и были создателями вместе с Еленой Ивановной Рерих книг Живой Этики или Агни Йоги. В Индии Учителей называли Махатмами, или Великими Душами. Махатмы были как бы сущностями другого мира. Их качества и возможности отличались от наших, их образ жизни мало походил на жизнь обычных обитателей планеты. Они носили странные имена, которые больше напоминали псевдонимы. У них были свои убежища, своя тайная история. Они проходили через века земного времени, постигая их смысл совсем по-иному, чем мы. Слова «Старшие братья человечества» звучали в книгах Живой Этики заманчиво и фантастически и чем-то напоминали о романах Ивана Ефремова. Много лет спустя я узнала, что Ефремов пользовался книгами Живой Этики, когда писал свои. Возможно, поэтому его фантастика оказалась столь привлекательной и уникальной.

Великие Души, можно утверждать, находились на более высокой ступени Космической эволюции. За ними стоял огромный опыт накоплений культуры и духа. Они были бесконечно мудры, общались между собой на особом, неизвестном нам языке, говорили кратко и поэтично. Их фразы были похожи на афоризмы, а иногда звучали как стихи.

Именно они, Махатмы, являлись тем Источником, о котором писала Елена Ивановна в своих письмах к Рузвельту. И знания, заключенные в книгах Живой Этики, были оттуда же.

Человек – частица Космоса, находящаяся с ним в постоянном взаимодействии. Сам же Космос – это одухотворенная сложная энергетическая структура, существующая и развивающаяся согласно Великим Законам, которым подчинено все, начиная от первоклетки, несущей будущую жизнь, и кончая гигантскими туманностями галактик. Этими законами определяется движение планет и рост природных структур, зарождение звезд и поведение человека, развитие Вселенной и особенности человеческой истории. Вне этих законов в Космосе ничего не существует. В человеческом обществе также. Ибо сам человек, как и весь одухотворенный Космос и Планета, на которой он живет, представляет собой все ту же энергетическую структуру. В этом состоит суть единства и многообразия макрокосма и микрокосма.

Материя и ее формы, сознание, дух и разум человека – это все энергетические образования. Сам Космос одухотворен энергиями различного качества. В основе Космической эволюции лежит энергетический обмен самых разных уровней и самых разных качеств. Этот постоянный обмен и является главным двигателем эволюции. Сложная энергетическая система человека активно участвует в этом процессе, и поэтому эволюция человечества как вида материи и энергии является Космической. Взаимодействие человека с Космосом далеко не исчерпывается только посылкой космических кораблей к иным мирам, исследованием Космоса научно или поиском в нем «братьев по разуму». Главное в этом взаимодействии состоит в том, что сам человек является неотъемлемой частью космической энергетической системы.

Уровень осмысления этого положения, глубина постижения Законов Космической энергетики и практическое освоение их составляют важнейшие моменты в развитии человеческого сознания, которое является одним из главных факторов в эволюционном продвижении самого человека. Переход на более высокий виток нашего эволюционного развития требует расширения сознания как такового. Человек мыслящий, человек разумный не должен являться пассивным объектом эволюции. Сознание и разум превращают его в субъект этой эволюции, активно воздействующий на ход последней, задерживающий ее, ускоряющий или даже меняющий эту эволюцию. Создатели Живой Этики готовили сознание человечества переломного XX века к грядущим эволюционным перегрузкам. Они несли знание Великих Законов Космоса и понимание того, что эти законы действуют не только вне нас, но и в нас самих. Они настаивали на необходимости постижения конкретных энергий и умения ими пользоваться.

Любое эволюционное продвижение начинается с изменения уровня энергетики и появления новых видов энергий. В книгах Живой Этики нам напоминают о том, что материя проявленного мира несет, согласно качеству заключенной в ней энергетики, различные формы, различное строение и различные свойства. Эти формы образуют целые миры, которые существуют параллельно и пронизывают друг друга. Энергетика человека также несет в себе эти миры или возможность их формирования. Речь идет о трех мирах, доступных нашему сознанию. Это прежде всего мир грубой физической материи, затем Тонкий Мир с высоким уровнем энергетических вибраций и, наконец, мир творящей мысли, или Мир Огненный, где существуют высокое напряжение энергий и не поддающиеся нашему восприятию высочайшие ее вибрации. Эволюционный синтез Космоса ведет эти миры к сближению. Нечто подобное должно происходить и в самом человеке. Синтетические изменения приведут к новому соотношению духа и интеллекта. Достижения интеллекта XX века сменятся более усиленным развитием духа. В синтезе духа и интеллекта ведущую роль будет играть дух, а интеллект обретет новое, еще неизвестное нам качество.

Безграмотные рассуждения некоторых поклонников Живой Этики, просочившиеся даже в печать, о том, что интеллект или разум противоречат духу, не имеют под собой никаких оснований. Противоречит разуму только бездуховность. В этом неизбежном изменении решающую роль, утверждают Учителя, будет играть женское начало. Иными словами, от состояния женщины Планеты, ее физического, духовного, интеллектуального, эмоционального уровня будет зависеть дальнейшее продвижение человечества по ступеням Космической эволюции. Неукоснительное соблюдение Великого космического закона равновесия начал, а также других, таких, как Закон космической справедливости или причинно-следственных связей, Закон соответствия форм и энергий, Закон иерархии, или подчинения низшего высшему, Закон сотрудничества и Космической общины и т.д., пробивает путь через эволюционный коридор к новому витку, к более высокому уровню сознания, к новой эпохе, к новому человечеству. Нарушение этих законов бросает нас в инволюцию, ибо эволюционная спираль имеет движение не только вверх, но и вниз. Ведь каждое космическое явление или структура так или иначе держится на противоположностях.

Знания, сообщенные нам космическими Иерархами, носили не только познавательно-теоретический характер. Они имели и практическое значение. Вот с этой практики и начинается третья жизнь или, точнее, третий виток в жизни Елены Ивановны Рерих. Этот виток был самым тяжелым, жертвенным и мученическим. Суть его состояла в том, что она добровольно взяла на себя ответственность за будущее человечества. Возможно, это утверждение звучит фантастично. Но разве те, о которых мы знаем и к именам которых привыкли, делали не то же самое, что и она? Они несли новые идеи человечеству, создавали учения, предугадывали и совершали великие научные открытия. Их сжигали на кострах, они гибли от пыток и умирали, распятые на крестах. Уходя в небытие, они оставляли на земле пламень своей души и сердца. Эти огни в течение тысячелетий образовали во тьме светящуюся цепочку, по которой человечество определяет свой путь к вершинам Духа. Великие подвижники, философы, художники, ученые – они являлись активными субъектами Космической эволюции, их энергетика держит на себе тот эволюционный коридор, по которому мы движемся дальше и выше. Представляя собой духовную Иерархию Космоса, они стоят на высоких ступенях космической лестницы Духа, и каждый из них имеет свое, соотнесенное с эволюцией задание. Они появляются в переломные эпохи, которыми определяется эволюция человечества, и насыщают ее своей энергетикой. Как правило, современники проявляют к ним мало интереса и щедро дарят их будущему, нимало не заботясь о тех духовных потерях, которые они, современники, незаметно для себя несут в настоящем. К сожалению, масштабность космического творца познается лучше на расстоянии. Елена Ивановна Рерих была одним из таких творцов. Космические Иерархи, или Махатмы, называли ее Матерью Агни Йоги, но не только за сотрудничество в создании книг Живой Этики.

«Творчество настолько разнообразно, что можно утверждать, что формы создаются столькими энергиями, сколько насыщающих их потенциалов. Но творчество разделяется на видимое и невидимое. Трансформация космических форм, конечно, видима в своих следствиях, но самый наивысший, напряженный процесс невидим. Когда, познавая рычаги творческой мощи, мы можем призвать невидимые огни, тогда, конечно, утверждается высший закон. Потому, утверждая Агни Йогу, мы имеем в виду утверждение мощи невидимой. Связь между потенциалом духа и его Светилом напрягает действие, потому когда центры напрягаются, то потенциал огня сообщается с огнем Светила. Так будем помнить Матерь Агни Йоги. Потенциал духа велик!» [4]. И еще: «Кто же будет трансмутировать дух человечества? Скажем: молния Духа Носителя Огня...

Тебе, Сотрудница Космических сил, Спутница Сил Света, Я завещал молнию духа. Тебе явлено право творить Космическим Мечом. Тебе дано Огненное Сердце – да будет Свет молнии Красоты, – да, да, да! Я сказал» [5].

Неискушенному читателю трудно понять, о чем идет речь в этих двух фрагментах из Живой Этики. Однако в них заключено то главное, что определяло третий виток жизни Елены Ивановны Рерих.

Мы теперь знаем, что Космическая эволюция есть процесс энергетический. Обмен между различными энергиями ведет неизбежно к повышению энергетического потенциала на каком-либо участке эволюционного коридора. Изменение уровня энергий приводит в действие механизм эволюционного движения. Переломный XX век оказался свидетелем такого продвижения. Последнее, согласно Великому Закону равновесия, сопровождается приближением к Земле космических энергий более высокого напряжения и вибрации. Живая Этика называет их энергией Огня. Прямое соприкосновение высоких и мощных энергий с более низкими может привести к разрушительным последствиям. Поэтому в цепи энергетического обмена образованы структуры, играющие роль трансформаторов. Такой трансформатор имеется и в энергетике самого человека. Это сердце или, точнее, энергетические центры сердца. Именно оно оберегает остальные центры человека от неадекватного и разрушительного воздействия внешних энергий. Уровень накапливаемых человеком энергий прямо пропорционален уровню его духа и сознания. Совокупность энергий отдельных индивидуумов составляет общую энергетику человечества.

Сложилось так, что духовное развитие человечества XX века не соответствовало уровню приближающейся энергии Огня. Оно оказалось много ниже этой энергии. Необходим был трансформатор, роль которого должна была сыграть сущность с высоким духом и сознанием. Иными словами, нужен был Искупитель или Спаситель, который бы трансформировал или, как говорится в Живой Этике, трансмутировал высокие космические энергии, необходимые человечеству для дальнейшего продвижения, в более низкие, соответствующие его энергетическому потенциалу. В XX веке такая роль была отведена Елене Ивановне Рерих.

Теснейшим образом связанная с «трансформаторной» цепью космических Иерархов, она находилась в самом трудном ее звене – между тяжелым физическим миром низких энергий и миром высоких форм материи и энергий. Она как бы существовала одновременно в двух разных мирах – «верхнем» и «нижнем», напоминая собой атланта, который «держит небо на каменных плечах». Но у нее были хрупкие, подверженные болям плечи земной женщины. Учителя называли ее Сотрудницей Космических сил. Это невидимое сотрудничество происходило в видимых нелегких условиях физического мира. В этих же условиях формировалась ее высшая, третьего порядка, энергетика, так называемая огненная. Ее существование на Земле было мучительным, болезненным, подчас невыносимым. Вибрации космических энергий вызывали воспламенение ее открытых центров. Возникали острые, непереносимые боли в суставах, горле, сердце. «Агни Йог, – говорится в Живой Этике, – который прошел через огненное крещение и огненную трансмутацию, не пребывает больше в плотном теле. Ибо когда тело пропускает огненные токи, вся его сущность меняется... Все возрастающие огненные явления, устремляя дух в Высшие Миры, делают сферы земные тяжкими. Запомним, что тонкое доступно лишь тонкому, и почтим великую Матерь Агни Йоги» [6].

Тяжесть земных сфер распинала ее каждый день на кресте страданий и боли. Но она, искупая низкий уровень человеческого сознания, который заслонил идущим путь к высотам Духа, звала за собой всех тех, кто еще был способен двигаться. «Вперед, вперед, только вперед и без оглядки» [7], – писала она в одном из писем. Она слышала громовые раскаты Великого Приближения. Она чувствовала, как содрогались недра Земли в геологических катаклизмах, как беспокойство и смута овладевали целыми народами, как темнота и невежество поднимали голову. В ее сердце земной женщины соединялись как бы два потока. Один шел сверху, напряженный тонкими и высокими энергиями, другой поднимался снизу, наполненный земной тяжестью человеческих низких страстей, кровью, жестокостью, ложью, неизжитыми животными инстинктами. Все это, смешиваясь, кипело в ее сердце, как раскаленный металл в доменной лечи, чтобы вытечь потом золотым лучистым сплавом, который наполнит Планету трансформированной ею энергией. Энергией нового эволюционного витка, энергией нового сознания и высокого духа. Вперед, вперед, только вперед! У горизонта возвышалась вершина, сверкающая как снег, а подступы к ней были загромождены глыбами льда человеческого непонимания, неверия и лености. Она вела вверх, защищая собой всех, кто рискнул пуститься за ней, и тех, кто остался там, внизу. Острая боль пронзала сердце, и она временами задыхалась. Когда Святослав Николаевич Рерих передавал нам наследие своих родителей, я наткнулась в одном из чемоданов на большое количество таблеток строфантина. Она пила их, чтобы как-то ослабить боль в сердце и иметь возможность вновь работать. Ее сердце в моменты энергетического напряжения уже не принадлежало ей. Это было сердце земного человечества, которое посылало энергию Земли в космическую беспредельность, туда, где пульсировал Космический Магнит, лучи которого направлялись к нам, в глухое еще пространство эволюции, и вновь принимались этим сердцем. «Когда центры могут пламенно отражать волю Космического Магнита, тогда психодинамика духа соединяет планы высшие с планетою» [8]. Она и соединяла в себе эти планы – земные и высшие.

«Невидимо насыщается пространство – так мощно протягиваются огненные нити. Но когда придет час преддверия, мощь огненная вспыхнет всеми явленными лучами Красоты. Потому утверждаю, как нужно понимать мощь той великой огненной силы, которая воплощена в Матери Агни Йоги. Видимо-невидимо приближается преддверие – так великое Таинство входит в жизнь» [9].

Новая энергетика создает новое человечество, или очередную его расу, как утверждает Живая Этика. Энергетика Елены Ивановны играла в этом процессе важнейшую роль. «Проявление собирательства расы основано на духотворчестве. Принцип тонких энергий закладывается в духовном зерне, и каждый дух, соприкоснувшийся к пространственному проводу, насыщается Собирателем новой расы. Так вибрация Тары будит сознание к высшим мирам. Да, да, да!» [10]

Уникальный опыт Елены Ивановны занимает особое место в познании нами Великих Космических Законов. Ее опыт соотносится с подобным опытом величайших духовных Учителей нашей планеты, которые продвигали духовно-культурную эволюцию человечества к беспредельному восхождению и совершенствованию. Иными словами, Елена Ивановна Рерих оставила нам не только серию книг Живой Этики, раскрывающих суть Космической эволюции, но она одарила нас и космическим опытом земного человека, субъекта этой эволюции, способного влиять на ее ход и помогать другим. Особенно тем, кто еще не услышал зова Космической Беспредельности. «Но как сказано – станет видимым Невидимое, и мы будем в жизни готовы принять крещение огненное. Потому так усмотрим значение опыта, совершенного Матерью Агни Йоги здесь, не выходя из жизни. От первых пространственных искр через все огни до Самадхи она оставит записи, которые лягут порогом Нового Мира» [11].

Записи эти называются «Огненный опыт». Они находятся в архиве, переданном нам С.Н.Рерихом, и становятся достоянием гласности в указанные нам сроки. Елена Ивановна выполнила миссию, возложенную на нее Космической Иерархией. Когда-нибудь человечество осознает это и почтит ее память во всей заслуженной ею высоте.

«Ее жизнь на Гималаях, – писали ее сыновья в 1956 году, – была наполнена ежедневным усиленным творческим трудом. Все часы дня, даже многие часы ночи посвящались этому внутреннему деланию. Трудно себе представить то напряжение, которого требовала эта работа. Для нас и для всех, кто близко с ней соприкасался, это духовное общение было как бы живым утверждением великих истин предвечной правды. Ее жизнь горела, как живой светильник, утверждая своим примером существование иного, прекрасного мира, осознание которого поведет человечество к новым достижениям, к новым открытиям» [12].

Публикуется в сокращении.


1. Soviet Life (Журнал). 1982. № 1.

2. Там же.

3. Рерих Н.К. Из литературного наследия. М., 1974. С. 133.

4. Беспредельность, 389.

5. Мир Огненный. Ч. III, 163.

6. Там же, 173.

7. Письма Елены Рерих. Рига, 1940. Т. I. С. 490.

8. Беспредельность, 178.

9. Мир Огненный. Ч. III, 185.

10. Беспредельность, 255.

11. Сердце, 210.

12. Незабываемый облик. Архив С.Н.Рериха.

Шапошникова Л.В. Сотрудница космических сил // Мудрость веков. М.: МЦР, 1996. С. 137–157. 
Сайт МЦР. Режим доступа: http://lib.icr.su/node/630

ИЗ ПИСЕМ Е.И.РЕРИХ

Е.И.Рерих – автор писем, полное собрание которых составляет девять объемных томов, изданных Международным Центром Рерихов. Обладая даром просветителя, она объясняла в письмах сложные места из Живой Этики, анализировала современные исторические события, давала советы сотрудникам и друзьям, вступившим на путь совершенствования. Письма Е.И.Рерих, по словам Л.В.Шапошниковой, являются «необходимой и составной частью самой Живой Этики» и открывают перед читателем обширное поле самых разнообразных тем, расширяющих и обогащающих его сознание.

13 октября 1930 г.

Знание и Красота – эти вечные основы и венцы Космической Эволюции!

21 августа 1931 г.

Спасение мира в новых формулах, в новом духовном и культурном подходе ко всем вопросам жизни как государства, так и частных обиходов. Знамя Мира и Культуры при осознании его значения, конечно, спасет человечество. Но как разно сейчас понимают люди мир и культуру! У большинства понятие культуры прежде всего связывается с вульгарно позолоченными палатами, мертвыми бриллиантами… А под миром понимается «мирный захват» рынков и рассуждения о разоружении, подразумевая под этим уничтожение старых, негодных средств разрушения для замены их новыми, гораздо более действительными. Тяжко задумываться над состоянием мира! Оно ужасно и, конечно, будет ухудшаться, ибо не остановить добровольно катящихся в слепоте своей по наклонной пропасти; и по закону тяготения они будут катиться тем быстрее и стремительнее, чем ближе ко дну.

28 сентября 1932 г.

Каждое культурное проявление страны среди других стран неминуемо привлекает внимание к этой стране и приводит ко многим приятным и полезным для нее последствиям, как-то и в виде интереса к ее различным производствам. Так Культура служит и обогащению страны, ее представляющей.

7 января 1933 г.

В книгах Учения вдумчивый ученик найдет ответ на самые сложные проблемы жизни, освещенные со многих сторон, так же как и много совершенно конкретных утверждений по всем отраслям науки. <...> Книги Учения, в которые, конечно, входят и «Тайная Доктрина» и «Письма Махатм», дают огромную пищу духу и знанию, и вряд ли одной жизни хватит, чтобы изучить их как следует.

17 августа 1934 г.

И не есть ли это величайшая задача – одухотворить и оздоровить человечество, вдохнув в него стремление к подвигу и красоте? <…> Как мотто [девиз] я поставила бы «Духовность, Подвиг, Красота» – эта троица вмещает в себе все.

11 октября 1935 г.

Много сказано о подвиге в книгах Учения. Ведь лишь подвиг может питать наш дух и ускорить эволюцию. Именно подвиг и героизм должны быть очень преподаны в школах. Пусть дети называют себя героями и применяют к себе качества замечательных людей. Пусть дадут им книги четкого изложения, где без примирительных смазываний будет очерчен облик труда и воли. Даже для медицинских целей этот бодрый зов жизни незаменим.

15 апреля 1936 г.

Новый Мир требует новых понятий, новых форм и определительных. <...> И новые достижения в науке, новые исследования и нахождение законов психической энергии потребуют не отречения от небес, но нового открытия и понимания их. Именно нахождение законов психической энергии поможет установить новое устроение жизни. <...> Истинно, Мир Будущий, Мир Высший грядет в доспехе лучей Лабораторных. <...> Техника будет подчинена духу, результатом чего будет познание высших законов, а отсюда и познание высших целей, которое поведет к преобразованию всей материальной природы. Преображенная природа, преображенный дух народа подскажут и новые лучшие формы устроения жизни.

31 декабря 1936 г.

Ведь Культура не может быть лишь каким-то условным внешним действием. Она живет в сердце человека, и потому первым качеством ее будет сердечность.

1 апреля 1937 г.

Мир Новый грядет, но путями иными, нежели они представляются сейчас многим вождям и возглавителям стран. Роскошь разрушения во всех ее видах должна отойти в прошлое. Осознание духовности, созидание на основе широкого сотрудничества будут расти и установят спасительное равновесие.

11 февраля 1938 г.

…Верьте в Россию. Среди хаоса подымается мощная скала. Силы Света охраняют ее. Было Сказано – одна Р[оссия] держит равновесие мира. Но люди, смотрящие с обывательской точки зрения, люди, не могущие выйти из колеи старого мышления и потому не понимающие размаха совершающегося сдвига, не могут понять те искания и запросы, которые наполняют сейчас лучшие сердца. Иван Стотысячный проснулся, сдвиг сознания в народе велик, и, несмотря на все трудности, страна будущего растет и начинает понимать свое назначение.

24 февраля 1939 г.

Радость есть особая мудрость, и обрести ее можно лишь в подвиге, ведущем нас ступень за ступенью все к большему познанию и большему счастью.

30 декабря 1939 г.

Я люблю мою страну и никогда не забываю, что поверх всех Россий есть одна великая Россия будущего и Учение Живой Этики дается именно для Новой Страны и для будущего поколения.

12 февраля 1940 г.

Новая эпоха будет строиться на принципе Сотрудничества, кто же захочет исключить себя из эволюции? Старый мир строился на разъединении, Новый будет следовать началу объединения.

3 января 1943 г.

Час трудный – мерило истинной ценности [народа]. Геройство и жертвенность русского народа еще раз показали миру, что наша страна всегда является спасительницей и победительницей в мировых столкновениях. Наполеонам не ходить на Россию. Верим в великое будущее нашей страны.

24 марта 1944 г.

…Культура – понятие общемировое, именно, все человечество должно ополчиться против разрушения великих ВЕХ человеческой эволюции. Истинно, человек, не уявляющий порицания злу разрушения, тем самым являет непонимание и самой страшной опасности, именно оявления массами полного равнодушия к высшим ценностям, к проявлению человеческого гения и духа, что неизбежно приведет к огрубению нравов. Допущение разрушения, падение знания и непротивление злу и, как следствие этого – всеобщее огрубение означает расхождение между эволюцией человечества и эволюцией космической. <…> Итак, родные, продолжайте свое доброе дело, защищайте Культуру именно добрым словом и поощрением каждого труда на пользу и защиту Культуры, как биологической, жизненной основы Бытия.

14 мая 1945 г.

Вас радует мой русский энтузиазм и моя вера в русский народ. Но как им не быть, когда я знаю потенциал русской души и чую великую, сужденную ему судьбу. Я знаю, что в дружбе с Россией и другие народы обретут мир и благоденствие. Вы спросите: с какой Россией? Но с Россией Новой, пережившей страдания великие. Все чуждое, все ей навязанное уйдет в новом мощном строительстве. Народ до войны и народ после войны – две разные величины. Вы считаете меня немного пристрастной к моей стране и указываете справедливо, что [в] разные периоды бывали падения и среди русских. Несомненно, в разные периоды истории немало тяжкого было уявлено всеми народами, без исключения. Но если честно просмотреть и сравнить более или менее правдивую историю всех больших стран, то мы увидим, сколь мало захватной политики было проявлено русским народом. Русская Держава росла и ширилась часто самыми неожиданными путями и даже добровольными присоединениями к ней целых народностей.

28 февраля 1946 г.

Как нужны сейчас Лиги Женщин против ненависти и войн. Такой Международный Конгресс мог бы поднять Знамя Мира и пронести его по всему миру. Нужны женщины и для насаждения новой науки о сердце, о его мощной силе, которая может соперничать с энергией атомной. Сколько прекрасных насущных подвигов может быть оявлено женщинами! Неужели заповеданная Эпоха Матери Мира не прекратит войну?

14 июня 1947 г.

Не могу выразить, как радуюсь, когда Вы чувствуете талантливость и сердечную думу трогательной души русского народа. Именно эта сердечная дума и талантливость хранит нашу Родину, и никакие атомные бомбы ей не страшны. Россия охранена Светлыми Силами именно за сердечность Ивана Стотысячного, за бескорыстие и любовь его к Родине. Самоотверженный подвиг глубоко внедрен в сознание русского народа.

31 декабря 1949 г.

Работа на Служение Общему Благу не всегда приносит немедленно достаточное количество долларов. Огромного значения работа на Общее Благо и посейчас происходит на плане, где доллары не имеют власти, но тем не менее именно эта работа приносит высшее Благо человечеству и умножает общее благосостояние. Знамя Мира в его зачаточном состоянии из-за невежественного сознания человечества не приносит народам благосостояния, но Знамя, принятое сознаниями просветленных умов, несет высшее Благо человечеству. Оно несет конец безумному разрушению и уничтожению высших ценностей, несет и охрану человеческой жизни, которая так нужна не только нашей планете, но и всем другим мирам. Но кто думает о таких масштабах? И все же подходит время, когда мы должны будем заглянуть за пределы не только нашего очага и страны, но за пределы нашей планеты.

31 августа 1950 г.

Сейчас самые трудные времена, все культурные начинания замирают, прежде всего, из-за недостатка к ним интереса, а потому, конечно, нет и притока средств, и такое положение наблюдается по всему миру. Люди лишают себя того, чем только держится мир человеческий.

21 января 1951 г.

Можно изумляться, как Индия может справляться с такими неотложными труднейшими проблемами и даже начинать понемногу строить. Конечно, тут не без Высшей Помощи. Так хотелось бы, чтобы новая страна [Россия] уявила бы ей широкую помощь… и предоставила бы ей возможности охранить ее великую духовную культуру с древнейшим Учением! Духовное Наследство, Духовная Культура и Знание Индии должны быть охранены всеми народами.

10 октября 1952 г.

Человечество не может превратиться в роботов цивилизации, оно не просуществует и нескольких столетий. Оно должно осознать, что без корней и основ ничто не может стоять. И потому Основы Гуманизма должны быть охраняемы в каждой стране, которая хочет жить и процветать. Итак, судьба многих стран, а может быть, и существование всей нашей планеты в руках самого человечества. <…> Всякие порабощения и завоевания во всех областях жизни должны кануть в Лету. Кооперация, сознательный труд и добросовестное отношение во всем и ко всему должны лечь в основу будущего строительства.

8 марта 1953 г.

Мне радостно, Родные, что Вы начинаете глубже понимать значение Учения. Учение Великого Владыки сейчас самая большая Сила в Мире. Ведь это Синтез всех Учений, но в новом осознании всех Основ Бытия и на новом понимании Космического значения человека и его страстной ответственности в поддержании равновесия в Мире.

Как прекрасно осознание Полноты Бытия! И это красною нитью проходит в Учении, столь щедро проливаемом сейчас на помощь страдающему и смятенному человечеству. Истинно, «Новое Откровение», оявленное Светом Учения, станет Учением Ведущим и книги станут книгами любимыми, настольными.

6 мая 1953 г.

Некоторые полагают, что эволюция творится столь Высшими Силами, что человеческое участие бесцельно. Такое заблуждение полно пагубных следствий. Люди должны быть соучастниками эволюции. Люди должны напрячь добрую волю, чтобы присоединить к потоку высших энергий и свои накопленные силы. <…>

Эволюция есть ПРЕТВОРЕНИЕ ДОБРА. Пусть каждый человек помыслит, что он считает наилучшим добром. …Если он углубит свое размышление добросовестно, то в конечном смысле он найдет в себе искры Общего Блага.

8 июля 1953 г.

Ярая любовь к Родине глубоко живет в наших сердцах. Юрий, старший сын, мог бы уявиться исключительно полезным своим знанием и многосторонним пониманием положения на Востоке. Но, конечно, оба сына готовы всегда применить свои способности и умение там, где нужно.

Мы любим и нашу Индию и мечтаем о тесной дружбе с нашей родиной. Такая дружба очень нужна обеим странам.

Если можно было бы ускорить наше возвращение, была бы большая радость. Ведь мои годы велики – 75-й год, и так хотелось бы увидеть творения моего мужа на стенах Музеев его страны! Физические силы мои тоже уходят, но духом я бодра, ибо, как и Вы, верю в небывалый расцвет нашей Родины… Космическая Справедливость восторжествует, и наша страна выявит полностью свое Значение!

16 апреля 1954 г.

По-прежнему верю в наш лучший Рок, который утвердится на нашей планете после окончания нашего цикла времени. Много говорилось всегда в Учении о чистой ниве и новых сознаниях, которые придут на смену уходящего поколения. Очень радуемся, когда кто высказывается за уявление Мира всему Миру! <…> Думается, что, как всегда, все великое произойдет неожиданно и совершенно иначе, нежели мы можем себе представить. В духе твердо знаю, что все устроится или уладится много лучше и так, как полезнее для всех. Нужно спасать не страны и народы, но истинно ВСЕ человечество и ПЛАНЕТУ. Только тогда масштаб будет правильным и можно уже будет строить в новом понимании эволюции Космической.

4 марта 1955 г.

Могу утверждать, что нет сейчас Учения, кроме Живой Этики, которое бы исходило от Твердыни Света.

МАТЕРИАЛЫ ПО ТЕМЕ

Биография Е.И.Рерих

Библиография трудов Е.И.Рерих

Шапошникова Л.В. Творец космической эволюции // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010

Шапошникова Л.В. Героическое творчество Елены Ивановны Рерих // Держава Рерихов. Т. 1. М.: МЦР, 2006. С. 65–80

Шапошникова Л.В. Мысли Елены Ивановны Рерих о России // Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 99–105

Шапошникова Л.В. «Позвольте мне сойти с пьедестала…»: Пять писем Е.И.Рерих // Беседы с Учителем: Избранные письма Елены Ивановны Рерих. Рига: Мир Огненный, 2001. С. 240–269

Шапошникова Л.В. Земные творцы космической эволюции. Выступление на вечере, посвященном Е.И.Рерих, в МЦР 12 февраля 2007 г. // Содружество. Июнь 2007 г. №№ 22–23

Книжник Т.О. Личный вклад Е.И.Рерих в движение Знамени Мира // 70 лет Пакту Рериха: Материалы Международной научно-общественной конференции. 2005. М.: МЦР, 2006. С. 175–192

130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010. 656 с.

Лавренова О.А. «Знание есть неотъемлемое право человека». Записи Елены Ивановны Рерих о науке (1940-е гг.): по материалам отдела рукописей МЦР // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010

Уроженко О.А. Живопись и графика в пространстве жизнетворчества Рерихов // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010

Томша Э.А. Музыка в жизни Е.И.Рерих // 130 лет со дня рождения Е.И.Рерих. Материалы Международной научно-общественной конференции. 2009. М.: Международный Центр Рерихов, 2010

Сайт Благотворительного фонда имени Е.И.Рерих

Фильм «Зов Космической эволюции» (2013, автор Л.В.Шапошникова, Генеральный директор Музея имени Н.К.Рериха в Москве) посвящен двум нашим великим соотечественникам – Николаю Константиновичу и Елене Ивановне Рерихам, чья многогранная деятельность была тесно связана с процессами космической эволюции.



Возврат к списку

Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2020 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.