Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Перенос во спасение // ПЛН Псковская лента новостей. 04.04.2022 г.


05.04.2022



Анастасиевская часовня в Пскове вот-вот должна обрести новое постоянное место. Вопрос стоит остро, в том числе и в связи с предстоящим ремонтом Ольгинского моста. В 1970 году перенос часовни при строительстве нынешней водной переправы был техническим и не учитывал градостроительные, исторические и ландшафтные особенности.


Согласно решению методсовета комитета по охране ОКН Псковской области, перенос Анастасиевской часовни запланирован в сторону от моста на несколько десятков метров. Памятник поставят на скальном основании и приподнимут на небольшой насыпи на высоту около 2 метров, а также повернут его на 45 градусов, вернув первоначальную ориентацию. Этот проект поддержан общественным советом при комитете по охране ОКН региона, как наиболее оптимальный. В то же время звучали разные предложения по месту расположения строения, с учетом градостроительных особенностей Пскова. Однако эксперты сошлись во мнении, что в настоящий момент подобные инициативы нереализуемы.


Напомним, Анастасиевскую часовню построили в Пскове в 1911 году по проекту архитектора Алексея Щусева. Стены часовни расписаны фресками по эскизам художника Николая Рериха. Первоначально она располагалась на одном уровне с Ольгинским мостом. Затем, при реконструкции водной переправы в 1970-е годы, часовню переместили рядом на берег реки Великой. Поможет ли перенос сохранить памятник федерального значения и какие существуют опасения по поводу нового места расположения часовни. Об этом - в «Дневном дозоре».


Председатель регионального комитета по охране объектов культурного наследия Вадим Нэдик в нашем эфире отметил, что часовню отодвинут примерно на 40 метров от нынешнего местоположения, чтобы не мешать реконструкции Ольгинского моста, которая планируется в ближайшие годы. Сейчас в часовню провели освещение. Кроме того, уже завершилось составление научно-проектной документации по сохранению этого объекта. Гость студии обратил внимание, что при ее оформлении  возникли трудности с правоустанавливающей документацией на земельный участок. Памятник федерального значения окружен землей региона, что осложняет проведение работ на нем, отметил глава профильного комитета. 




«В настоящее время в рамках договора подряда, заключенного (и здесь я хочу обратить внимание) между автономной некоммерческой организацией "Возрождение объектов культурного наследия" (как вы видите, не зря была создана эта организация) и ООО "Артос". Уже практически завершена научно-сметная документация по сохранению объекта. Дело заключается вот в чем: сама документация делается, а сложность возникла с оформлением правоустанавливающих документов на земельный участок под предполагаемым местом размещения объекта. И сроки. Сейчас, если мы берем все, что бы ни касалось недвижимости, по инновациям законодательства, пока вопрос с землей не решен, никакого движения нет. Я считаю, что эта тема дискуссионная, особенно, если мы говорим про сохранение объектов культурного наследия. Пока мы полгода будем ждать, чтобы Росимущество согласовывало какую-то историю, сохранять не придется уже ничего. Я думаю, что это тема для большого разговора и, возможно, для законодательной инициативы - чтобы допускалось, когда земельный участок под памятником, он мог бы быть разделен. Чтобы он мог быть и в региональной собственности, и какой-то частью в муниципальной, и в федеральной. Все должно быть сделано для того, чтобы на памятнике можно было организовать работу по реставрации. А по принадлежности самого объекта недвижимости уже и решать вопрос его реставрации».


Изначально местоположение Анастасиевской часовни было неустойчивым, отметила председатель регионального отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры Ирина Голубева. Нынешнее место  - это зона наводнений, основание часовни иногда заливалось, памятник неправильно поставлен, на него оказывает негативное влияние близость моста и загазованность территории, рассказала Ирина Голубева. Новое расположение поможет избежать всех этих неприятных обстоятельств. 




«Физическое состояние часовни не аварийное, но состояние живописи - аварийное. Поэтому, конечно, хотя это исключительный вариант (у нас нечасто памятники переносят, даже можно сказать, очень редко), в данном случае перенос часовни нужен. И при этом переносе необходимо учитывать градостроительное значение часовни. Она ведь сейчас находится фактически под мостом. А если сейчас еще проектируется новый мост, получается так, что устои нового моста будут подходить посредственно ко входу в часовню. Это, конечно, совсем никуда не годится, и нужно памятник обозначить более ярко по сравнению с тем состоянием, в котором он находится. Поэтому был выбран вариант, предложенный самими музейными сотрудниками. Это, безусловно, была их инициатива. И она была принята и одобрена, хотя, конечно, обсуждения различные были. Сейчас принято такое решение - перенести ее к берегу на 8 метров и отодвинуть от моста на 28 метров, а также приподнять на пьедестал. Она будет как свечечка, доминирующая на этой, уже застроенной территории».


Человеческий фактор часто испортит любую, даже самую продуманную затею. Могут ли псковичи надеяться, что в этот раз все будет иначе? Сохранит ли вынужденный перенос памятник федерального значения? Архитектор Владимир Шуляковский убежден, что переживать не стоит, так как над проектом работают профессионалы.




«Проектом переноса часовни занимаются высокопрофессиональные люди, известные реставраторы. Я бы им в целом совершенно доверился бы. Я видел то, что они показывали на разных обсуждениях, - этот вариант с переносом. Я считаю, что это вполне может быть. Если все сделают правильно и профессионально, так почему и нет? Только лучше будет. У нас же разные истории бывают с проектированием - когда берется тендер, и его выигрывают какие-нибудь ребята из Тюмени, из Нижнего Новгорода - да откуда угодно. И человек понятия не имеет, что он проектирует, возникают всякие разные законы и опасения. А тут все идет правильным путем, на мой взгляд, аккуратно и тщательно. Поскольку этим занимаются люди, которых я лично знаю и уважаю как профессионалов, я и не беспокоюсь». 


Существует и иное мнение по поводу нового места расположения Анастасиевской часовни. Искусствовед-архитектор, член Союза архитекторов России Игорь Лагунин считает, что стоило бы расположить памятник на другой стороне моста, у церкви Успения «с Пароменья».  




«Я не говорю о том, что часовня таким образом не будет сохранена. Для музея это, конечно, отлично, что она будет отреставрирована, что фрески будут защищены, не будет прямого воздействия от моста, от транспорта - все это так. Но ведь сначала, наверное, решается вопрос сохранения главных достоинств памятников. Памятник не должен потерять свое значение. Эта часовня - примостная. Она защищала город от чумы, которая шла из Риги в петровское время. Святая Анастасия была защитницей города и от эпидемий. Она (часовня - ред.) отодвигалась, и эти подвижки тоже были связаны с реконструкцией мостов. Но при этом она сохраняла свое примостное значение. Теперь, когда она будет отнесена на 100-150 метров, она это качество потеряет, а для часовни это ужасно. Часовни наши, не столь выдающиеся по своим архитектурным качествам, они всегда исторически и духовно оправданы своим местоположением. Чем оправдано новое место - я не понимаю». 


Главный архитектор города Пскова Евгений Скачков подчеркнул, что в случае с Анастасиевской часовней вернуть ее на историческое место нельзя. Выбранное местоположение — лучшее из предложенных, уверен архитектор. Хоть оно не идеально, но это окончательный вариант с наименьшими рисками. 




«По месту переноса часовни было предусмотрено большое количество вариантов, было представлено порядка 16. Да, они, конечно, не в значительной степени перемещались. То место, на котором сейчас остановили выбор, - конечно, оно не историческое. Но тут можно понять и проектировщиков - историческое место было на возвышенности, на уровне моста. На сегодняшний день этот вариант по многим аспектам неприемлем. Поэтому уже из оставшихся 15 вариантов то место, которое выбрали с учетом различных мнений и пропорций, оказалось окончательным».


Многих волнует вопрос, когда же начнутся работы по переносу Анастасиевской часовни. Генеральный директор объединенного Псково-Изборского музея-заповедника Светлана Мельникова сообщила, что сроки зависят от процедур по передаче земли под  памятник музею-заповеднику. Работы на объекте могут вестись только при стабильной температуре, лучшее время для переноса часовни на новое место — это лето, рассказала Светлана Мельникова.




«Проект еще не закончен, экспертиза не пройдена, и земля еще в пользу музея-заповедника не отчуждалась. Прежде чем говорить о сроках, эти три вещи должны быть понятны. Когда они произойдут - что называется, ждем ответа. Министерство образования должно было получить согласие на письмо ректора в ближайшее время. На сегодняшний день мы такую информацию не имеем. А непосредственно перенос - мне кажется, что решение о начале строительных работ и понимание, когда будет перенос часовни - это вещи взаимосвязанные. Я думаю, здесь будет проходить специальное совещание и министерства культуры, и организаций, которые будут заниматься реконструкцией моста, для определения точного времени. Но сначала необходимо закончить все юрлидические, говоря языком обывателя, "бумажные" процедуры».


Большинство представителей профессионального сообщества считают, что новое место для памятника подобрано оптимально и позволит решить задачу его сохранения. Есть явная надежда, что Анастасиевская часовня обретет, наконец, новое, более безопасное место. Между сохранением объекта и его градостроительным значением, логично выбирать первое.


Дина Дабришюте


Источник: Перенос во спасение // ПЛН Псковская лента новостей. 04.04.2022 г.





Возврат к списку

Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.