О.А.Лавренова Жизнь как ПламяК 80-летию Л.В.Шапошниковой Конечно, людям огненной стихии нелегко жить в теле, но берите именно их в сотрудники, ибо в них нет предательства. Опасность у них не вызовет смятения. Долг понят ими, и явление стремления восходит, как пламя. Кому же ближе иметь лучи оплечий? Кому же ближе созидание, как не огню всепроникающему? Трудно людям усвоить признаки этой стихии. Земля, вода, воздух - эти очевидны, но как огонь проникает через воду, это кажется шуткою. Проникновение огня нужно понять, иначе не войти в Огненные Врата. …Как чудесен облик героя духа, идущего стремительно в безмолвии и одиночестве! И огненное творчество героя духа сравнимо лишь с Огнем самого высшего напряжения, ибо незримо высшее Пламя. Пространство так напрягает лучи творцов духа. Не есть ли образ Дающего - образ чудотворного Сердца? Так запомним на пути к Миру Огненному.
Индолог и историк, путешественник, писатель, фотохудожник, сценарист, талантливый организатор и руководитель, философ и ученый-космист… Все это сочетается в одном человеке - Людмиле Васильевне Шапошниковой, которой было доверено воплотить в реальность мечту старших Рерихов - Николая Константиновича и Елены Ивановны - о Музейоне, доме Муз, на их Родине. Жизнь Людмилы Васильевны обладает всеми качествами Огня. Она стремительна и широкоохватна, как лесной пожар, созидательна и возвышенна, как серебристое Пламя неопалимой купины. Ее жизнь - удивительный пример силы и высоты человеческого духа. Той необоримой и созидательной силы, которая делает невозможное возможным. Она принадлежит к блистательной и немногочисленной плеяде деятелей, которые в наше нелегкое время имеют мужество отстаивать и созидать Красоту и Культуру. Людмила Шапошникова родилась 26 июля 1926 года - в год Огненного Тигра, под созвездием Льва, в двенадцать часов дня в воскресенье. Светила в день ее рождения сошлись так, что определили исключительную огненность ее сущности… Говорят, что место рождения и первых лет жизни сильно влияет на дальнейший характер и судьбу человека. Девочка, которая, став взрослой, прошла тропами Центральной и Южной Азии и совершила много других славных дел, появилась на свет в Новочеркасске в доме известного русского путешественника Г.Н.Потанина, где жила ее бабушка Мария Николаевна, урожденная Трубецкая. Людмила из рода князей Трубецких, вольнодумцев, философов, защитников Отечества, свое детство провела в Таганроге, среди бескрайних степей, полынным запахом и маревом жаркого дня манивших в неизведанную даль, на берегу Азовского моря. Будущую судьбу Людмилы решила книга, однажды подаренная на день рождения. Отложив в сторону другие подарки, в том числе и долгожданный футбольный мяч, гроза окрестных дворов и вратарь своей команды погрузилась в захватывающее чтение повести Н.С.Тихонова о странствиях венгерского этнографа и путешественника А.Вамбери. Воображение двенадцатилетней девочки поразил и увлек подвиг ученого, под видом дервиша проникшего в закрытое для европейцев Бухарское ханство… С той поры прошло немало лет, над ее еще юной судьбой прогрохотала, не задев, великая война. В 1950 году, оставив позади пять лет учебы на восточном отделении исторического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова, она поступила в аспирантуру. Затем успешно защитила диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук и была оставлена работать в своей alma mater на кафедре истории Индии сначала младшим научным сотрудником, затем старшим преподавателем и доцентом. Она была убежденной коммунисткой, секретарем парторганизации - слишком приверженным высоким идеалам, в которых значились честь и совесть, чтобы задержаться в этой должности надолго. Как и все ученые того времени, Л.В.Шапошникова начала свою научную деятельность с разработки тем, адекватно вписывающихся в довольно ограниченную картину мира советского востоковедения - первые ее работы были посвящены рабочему движению, национальному самоопределению народов Индии, положению пролетариата в этой далекой стране, не так давно завоевавшей свою независимость. Ее научный руководитель и учитель, известный востоковед-индолог, доктор исторических наук Алексей Михайлович Дьяков, знавший в совершенстве хинди и урду, передал знания и любовь к Индии своей ученице, заочно познакомил ее с загадочным племенем тода, которое она посетила несколько лет спустя. Ее научные интересы круто изменились после первой поездки в Индию, стажировки в Хайдерабадском университете в 1958 - 1959 годах. Тогда Людмила Васильевна впервые соприкоснулась с многовековой культурой, с древней традицией, и проблематика рабочего движения как-то очень быстро начала отходить на второй план… В этом ее поддержал ее учитель Алексей Михайлович, и с тех пор и на долгое время главной темой ее работ стали культура и этногенез народов Индии. Она вернулась в эту страну в 1963 году, когда поняла, что нечто неуловимое, приобретенное в прошлую поездку, начинает истончаться в ее душе, таять под давлением лозунгов и директив, строго регулировавших жизнь советского человека. На этот раз Л.В.Шапошникова приехала в Индию в качестве преподавателя русского языка в Мадрасском университете. В свободное от работы время, во время отпусков, она путешествовала по Индии. Ее интересовали не великолепие и социальные контрасты больших городов, а самые отдаленные уголки, затерянные в джунглях и горах, где жили таинственные и малочисленные племена, сохранившие первобытнообщинный строй, древние обычаи, мифы и легенды. Это были отнюдь не безопасные туристические поездки. Приходилось сталкиваться и с открытой враждебностью, и с тропическими болезнями. Во время одной из поездок к племени тода в горах Нильгири она оказалась в районе, где свирепствовала оспа. Помогала местной медсестре отправлять людей, зависших между жизнью и смертью, в больницу - перетаскивала их из хижин в машину… Болезнь не тронула ее, обошла, как обходит тех, кем во времена эпидемий и мора руководит великое сострадание, а не страх за свою жизнь. Результатом поездок Л.В.Шапошниковой стали не только научные труды, но и блистательные документальные повести о захватывающих путешествиях и племенах, затерявшихся на дорогах исторического времени. Эти книги были написаны в новом жанре, жанре научно-художественной прозы - на их страницах нашлось место не только научно безупречному описанию этнографических и антропологических особенностей племен, их исторических корней и верований, но и живым людям с нелегкой судьбой, обитающим на островке древнего мира, омываемого со всех сторон океаном наступающей безжалостной цивилизации. Много десятилетий спустя Л.В.Шапошникова будет сотрудничать с Межрегиональной лигой малочисленных народов и этнических групп у себя на родине, используя свой авторитет и возможности вверенного ей Центра-Музея для того, чтобы помогать решать те же проблемы эвенкам, нанайцам и другим малым народностям России - сохранить свою культуру, сберечь свою душу. А тогда, в 1967 году, правительство Индии высоко оценило научный и литературный труд нашей соотечественницы, присудив ей за книги «По Южной Индии» и «Дороги джунглей» Международную премию имени Джавахарлала Неру. Год спустя, приехав в Индию в составе делегации лауреатов этой премии, Л.В.Шапошникова впервые встретилась со Святославом Николаевичем Рерихом. Людмила Васильевна и раньше слышала о том, что в Бангалоре живет ее соотечественник из прославленной семьи, но повода нанести ему визит вроде бы не было. Теперь же, в 1968 году, она неожиданно поняла, что непременно должна посетить Рериха. Это желание было необъяснимым, но очень настойчивым, несмотря на то, что график работы делегации был довольно жестким и через сутки был запланирован вылет из Мадраса в Тривандрум. Там должны были пройти встречи, о которых уже написали местные газеты. Но Людмила Васильевна отменила все свои протокольные дела и поехала в Бангалор, куда ее взялся сопровождать искусствовед С.И.Тюляев. В усадьбу Татагуни добрались поздно, потревоженный среди ночи Святослав Рерих вышел к гостям… Тогда лауреат премии, несколько дней назад встречавшаяся с Индирой Ганди на официальном приеме, в этой «неофициальной обстановке» сказала всего лишь одну фразу: «Здравствуйте, я - Шапошникова!» Мудрец и замечательный художник, о котором его матушка Е.И.Рерих писала: «Он у меня Махатма», приветствовал ее словами: «Входите, я Вас ждал». «И я вошла. Вошла в удивительный, волшебный мир, где продолжал царить дух тех двух Великих, давших жизнь тому, кто меня позвал. Вошла, чтобы никогда из этого мира не уйти»1, - вспоминает Людмила Васильевна. В ту же ночь состоялся долгий разговор. Годами позже о своем выборе она скажет: «Критерий правильности решения - отсутствие выбора, когда другие варианты пути даже не рассматриваются». С этого момента многогранное наследие семьи Рерихов стало центральной темой ее философского, научного, публицистического и общественного творчества, а философская система Живой Этики, созданная Е.И.Рерих в сотрудничестве с Мудрецами Востока, Учителями космической мудрости, - концептуальной основой всех ее трудов. Первую книгу Живой Этики - «Беспредельность», томик которой ей дал Святослав Рерих, - она прочла взахлеб, не смогла оторваться, пока не перелистнула последнюю страницу. Многое было непонятно - «Космический Магнит», «космические энергии» и другие странные для советского человека слова и фразы… Книга была прочитана за два дня, после чего возникло множество вопросов, которые Людмила Васильевна записала с тем, чтобы задать их Святославу Рериху. Но за неделю, которая оставалась до следующей поездки в Бангалор, все вопросы были сняты - пришло понимание. Это удивительное качество текста, который был написан при непосредственном творческом участии Е.И.Рерих, показывает, насколько велико, насколько космично было ее сознание. Потом было много других встреч и много других вопросов, которые возникали по мере вхождения в мир Рерихов. Святослав Николаевич обстоятельно отвечал на них (не зря говорят, что в познании определяющую роль играет правильно заданный вопрос!). Художник и мудрец блестяще владел методом творческого развития идей Живой Этики и сполна передавал его тому, кто был способен его усвоить. Спустя годы именно Л.В.Шапошникова раскроет читателям Живой Этики сокровенный смысл этих понятий, показав во всем великолепии и простоте философию реального космоса. В советское время Л.В.Шапошникова приложила немало усилий, чтобы вернуть Родине философско-художественное наследие Рерихов. В 1973 - 1974 годах по ее сценарию, написанному в соавторстве с Р.А.Григорьевой, режиссером Р.П.Сергиенко был снят полнометражный документальный фильм «Николай Рерих», в котором был воссоздан величественный образ русского художника и мыслителя, путешественника и общественного деятеля мирового масштаба. В 1974 году она стала членом Комиссии по наследию Рерихов и вместе с П.Ф.Беликовым, первым биографом Николая Константиновича, приняла самое активное участие в организации празднования 100-летия Н.К.Рериха в Советском Союзе. Торжественный вечер прошел на правительственном уровне, были открыты выставки произведений Н.К.Рериха и С.Н.Рериха. В тот год многие наши соотечественники впервые познакомились с творчеством Рерихов, прикоснулись к космической философии, запечатленной в полотнах отца и сына. В 1974 - 1980 годах Людмила Васильевна совершила несколько поездок на Алтай, в Монголию и Индию, в одиночку прошла маршрутом великой Центрально-Азиатской экспедиции Н.К.Рериха. Из-за напряженности международных отношений ей оказался недоступен только китайский участок маршрута. Первым результатом этого путешествия стала захватывающая панорама фото- и литературных образов многотысячелетней истории национальных культур - фотоальбом «От Алтая до Гималаев» с серьезной вступительной статьей автора. Этот альбом уже тогда помог многим понять грандиозность беспрецедентной экспедиции Н.К.Рериха, которая прошла по Центральной Азии в 20-е годы XX века. Личность Рериха в ее публикациях и выступлениях показывалась во всей полноте и многогранности. Это многим не нравилось. О.В.Румянцева, заведующая кабинетом Рериха в Музее искусств народов Востока, очень точно сформулировала причину такого недовольства: «Я столько лет положила на то, чтобы отделить Живую Этику от Рериха, а вы все испортили!» В своих публикациях Людмила Васильевна имела смелость сказать, что живопись Николая Рериха - не что иное, как философия Живой Этики, воплощенная в цвете и символе. Картины Н.К.Рериха, которые с восторгом репродуцировали журнал «Огонек» и другие издания, в большинстве своем были разбросаны по миру. Часть уже путешествовала по Советскому Союзу, многие из них хранились в имении С.Н.Рериха Татагуни под Бангалором, но эта космическая красота непременно должна была навсегда вернуться на Родину художника и обрести здесь постоянное пристанище. Святослав Николаевич во время многократных встреч с Людмилой Васильевной не раз возвращался к идее создания Музея имени Н.К.Рериха на Родине. Эту идею хотел реализовать еще старший сын Е.И. и Н.К.Рерихов, всемирно известный востоковед Ю.Н.Рерих, вернувшийся на Родину в 1957 году. С этой целью им была привезена часть наследия Рерихов. Минкульт пообещал Юрию Николаевичу создать такой музей, но своего обещания не выполнил. После смерти брата Святослав Николаевич все же не оставлял надежды на осуществление идеи и однажды предложил Л.В.Шапошниковой написать концепцию будущего музея. Задание было неожиданным, и тем не менее вскоре несколько страниц, исписанных размашистым почерком, лежали у него на столе. Святослав Николаевич внимательно прочитал и утвердил без единой поправки. Ситуация начала меняться в лучшую сторону только во время перестройки. В 1987 году С.Н.Рерих встретился с М.С.Горбачевым, и итогом этой встречи стало решение о создании Музея имени Н.К.Рериха в Москве. Но распоряжение генсека было положено чиновниками под сукно на долгое время. Столкнувшись с медлительностью госчиновников, С.Н.Рерих утвердился в мысли о создании негосударственного, общественного музея, куда он мог бы передать наследие своей семьи. Тогда и появилось знаменитое письмо С.Н.Рериха «Медлить нельзя!», в котором он настаивал на организации общественного центра-музея и предложил в качестве его руководителя Л.В.Шапошникову. 2 октября 1989 года состоялась учредительная конференция Советского Фонда Рерихов (СФР). 4 ноября 1989 года Постановлением Совета Министров СССР № 950 было утверждено следующее: «Принять предложение Рериха С.Н. и организаций-учредителей Советского Фонда Рерихов о создании в г. Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха как основной базы Фонда для развертывания его научной, просветительной и культурной деятельности»2. Л.В.Шапошникова стала заместителем председателя фонда (председателем был избран президент Академии художеств Б.С.Угаров). Так в судьбе Людмилы Васильевны началась новая эпоха - эпоха создания Музея. Эта эпоха несла в себе два основных качества - созидание и противостояние, противостояние чиновничьему произволу. Святослав Николаевич передал СФР «исключительное право на самостоятельное решение вопросов об издании, переиздании, комментировании и ином публичном использовании наследия, включая письма и архивные материалы»3. В этом же году во время своего визита в СССР Святослав Николаевич встретился с М.С.Горбачевым, и руководитель страны дал указание подобрать место для создания Центра-Музея. Людмила Васильевна выбрала из предложенного бывшую усадьбу Лопухиных, и Святослав Николаевич одобрил ее выбор, несмотря на полуразрушенное состояние здания и флигеля, - сыграли немаловажную роль положение усадьбы в культурном и историческом центре Москвы, духовные накопления прошлых эпох. С.Н.Рерих вручил председателю СФР официальное письмо - приглашение в Индию Л.В.Шапошниковой для работы с наследием Рерихов. Поездка в Индию за наследием Рерихов началась с того, что долго не давали визу, и помогло лишь личное вмешательство заместителя министра иностранных дел СССР и давнего друга С.Н.Рериха Ю.М.Воронцова (ныне - президента Международного Центра-Музея имени Н.К.Рериха). В течение трех месяцев в усадьбе Татагуни Л.В.Шапошникова и сопровождавший ее ответственный секретарь СФР описывали и паковали наследие, работая ежедневно по 14 - 16 часов. Потом возникли проблемы с тем, чтобы вывезти наследие. Спецрейс удалось организовать только благодаря личному обращению Воронцова к Горбачеву. Наследие, составлявшее более четырех тонн груза, несмотря на все препятствия, чинимые на пути его возвращения, было в целости и сохранности доставлено в Москву. Это была первая победа. В 1991 году после распада СССР Советский Фонд Рерихов по инициативе Святослава Николаевича был переименован в Международный Центр Рерихов. Его первым вице-президентом стала Л.В.Шапошникова. Без каких-либо бюджетных средств, на деньги меценатов и жертвователей был поднят из руин отведенный Центру-Музею уникальный памятник архитектуры XVII - XIX веков - Усадьба Лопухиных. В обновленном и оборудованном по последнему слову музейной техники здании разместился музейный комплекс, созданный в соответствии с пожеланиями С.Н.Рериха, высказанными в его письме «Медлить нельзя!». Свершилось, казалось бы, невозможное - на территории России возник первый независимый общественный музей, воплотивший мечту Н.К.Рериха о Музейоне - культурном и научном просветительском центре. Перед фасадом на высоком флагштоке развевается Знамя Мира, знамя Культуры. А все начиналось с пяти комнатушек во флигеле, где в феврале 1993 года, в день рождения Елены Ивановны и через месяц после кончины Святослава Николаевича, была развернута первая экспозиция. В Малом музее разместили самые интересные экспонаты, в том числе триптих «Fiat Rex». На открытии этого музея присутствовал М.С.Горбачев, когда-то помогший вернуть наследие Рерихов на их родину. В 1994 году открылась вторая, расширенная экспозиция в возрождаемом главном здании усадьбы. А в 1997 году состоялось окончательное, третье открытие Музея имени Н.К. Рериха - его постоянной экспозиции. Рядом с входом в музей в 1999-м, юбилейном для семьи Рерихов году, появился Мемориал, посвященный Елене Ивановне и Николаю Константиновичу Рерихам. В год 100-летия Святослава Николаевича (2004) на территории усадьбы установлены скульптурные портреты Ю.Н. и С.Н.Рерихов. И против этого очага общественной культуры практически с первых лет его существования началась необъявленная война. Общественный музей пытались уничтожить, пытались создать на его месте государственный музей имени Н.К.Рериха, а наследие Рерихов, завещанное МЦР, - перевести в собственность государства4. Это решение госчиновников сопровождалось беспрецедентной кампанией черного пиара. Несмотря на «девятый вал» клеветы, обрушившийся на Центр-Музей, его всегда поддерживали видные деятели российской науки и культуры - в их числе академики Д.С.Лихачев и А.Л.Яншин, министры культуры стран СНГ, рериховские общества, творческие союзы и просто люди, возмущенные произволом чиновников и понимающие значение рериховского наследия. Неоценимой была помощь патриарха российской культуры Дмитрия Сергеевича Лихачева, который в самое трудное для МЦР время написал несколько открытых писем Президенту России Б.Н.Ельцину. Он мужественно защищал общественную культуру, говорил о недопустимости ее подчинения государственным структурам: «Убежден, что приоритет нужно отдавать не государственным, а свободным общественным формам культуры, ибо они в меньшей степени подвержены влиянию узких ведомственных интересов. Любое государство обречено на упадок, если оно не заботится о сохранении высших духовных достижений многих поколений, если не создает условий для культурного воспитания народа <…>»5. «…Культура должна быть в общественном ведении в первую очередь, и во вторую уже - в ведении государства»6, - настаивал Дмитрий Сергеевич, снова и снова обращаясь к Президенту России и мэру Москвы - людям, от которых зависела судьба общественного Центра-Музея. Благодаря поддержке культурной общественности и мужеству его бессменного руководителя Л.В.Шапошниковой музей удалось отстоять. Но не прекращаются на него нападки, Центру-Музею приходится отстаивать свои права в судах, по устоявшейся российской традиции имеющих мало общего с истинным правосудием… В Музее Востока все еще остается коллекция картин, принадлежащая, согласно завещательному распоряжению С.Н.Рериха, Международному Центру Рерихов. Эта коллекция, насчитывавшая 288 полотен Н.К. и С.Н.Рерихов, была в 1974 году перевезена в Советский Союз для временного экспонирования и оставлена на временное попечение Министерства культуры. Подписывая дарственную на принадлежащую ему часть наследия Рерихов, Святослав Николаевич сказал об этих картинах: «Обязательно заберите их. Они составят основу нашего Музея»7. И Людмила Васильевна продолжает бороться за возвращение и спасение драгоценной для нашей культуры коллекции, которая за годы пребывания в руках государственных учреждений уже утратила не менее шестидесяти полотен. Через все бури Центру-Музею удалось не только пройти с достоинством, но окрепнуть и вырасти. В рабочем кабинете Генерального директора музея на видном месте висит высказывание Р.Тагора: «Если бросать камнем в каждую лающую на тебя собаку, то никогда не дойдешь до цели». По мере реставрации зданий усадьбы кабинеты его руководителя менялись, но это высказывание неизменно переезжало вслед за Л.В.Шапошниковой. Противостояние, сколько бы сил и энергии оно ни отнимало, все же не могло помешать ей творить. Созидание музея - от хозяйственных вопросов до решения широких концептуальных проблем - прежде всего творчество. Музейон состоялся и занял значительное место в культурном поле России, и произошло это только благодаря вдохновенному творчеству, настойчивости, целеустремленности и бесстрашию его руководителя. Центр-Музей живет чрезвычайно насыщенной жизнью и развивается согласно идеям С.Н.Рериха. Святослав Николаевич Рерих писал: «…Центр видится мне и как научное учреждение. Задачей его, как представляется, может стать не только систематизация и изучение многогранного наследия Н.К. и Е.И. (Рерихов. - О.Л.), но и дальнейшее развитие заложенных в этом наследии идей. Русские и Восток, Россия и Запад, народная культура, всемирные духовные ценности, единство культуры человечества, ценностные ориентации, понятие о совершенном человеке, человек и природа, внутренние возможности человека, наука и религия - все это так или иначе было, конечно, затронуто в трудах Н.К. и Е.И., но их подходы требуют развития в применении к нынешнему этапу всемирной эволюции. Несомненно, Центр не сможет в одиночку справиться со всеми этими проблемами, но он может служить координирующим началом, своего рода штабом, причем международного плана»8. Под непосредственным научным руководством Л.В.Шапошниковой сформировалось новое направление историко-культурных исследований, связанное с изучением философско-художественного наследия семьи Рерихов. Наряду с П.Ф.Беликовым, она фактически является одним из родоначальников новой научной школы рериховедения. Как и многие выдающиеся ученые, Л.В.Шапошникова проявила себя как талантливый организатор науки, поэтому особо следует отметить научно-общественные конференции, проводимые МЦР. В текстах Живой Этики много внимания уделено значению науки для формирования новой энергетической картины мира, которая помогла бы человечеству выйти на новый эволюционный виток. Наследие Рерихов, не только переданное в Центр-Музей, но и ранее опубликованное, безусловно, требует глубочайшей научной разработки. Новые работы Людмилы Васильевны, написанные уже в эпоху строительства музея, шли в русле той самой «одухотворенной» науки, которая вовлекала в круг своего пристального внимания сложный духовный мир человека, космические законы его развития. Ее научно-организационное творчество во многом наследовало принципы работы Института Гималайских исследований «Урусвати», созданного Рерихами в Кулу. Как и институт «Урусвати», МЦР начал свое вхождение в мир науки с международного научного сотрудничества, с объединения передовых ученых, работающих в самых разных направлениях и областях. «…Этот Институт не просто очередное научное учреждение, - говорил о нем С.Н.Рерих. - В нем заложено будущее нашей науки. Тогда, во время войны и после, судьба Института складывалась непросто, и прервались те исследования и та научная методология, которая была заложена в нем. И заложена была не нами, Рерихами, а нашим Учителем, который создал Живую Этику и планы которого мы выполняли»9. Сейчас научная методология, разработанная Рерихами, не только возрождается, но и развивается Л.В.Шапошниковой. Горизонты, которые она открыла перед современной наукой, предстоит еще осмыслить идущим за ней исследователям. «Наука, если она хочет быть обновленной, должна быть прежде всего неограниченной и тем самым - бесстрашной. Всякое условное ограничение уже будет свидетельством убожества, а тем самым станет непреоборимым препятствием на пути достижения»10, - писал Н.К.Рерих, который был не только мыслителем и художником, но одним из видных организаторов науки первой половины XX века. И в МЦР с 1992 года в день рождения Николая Константиновича, 9 октября, проводятся международные научно-общественные конференции. Первая из них была посвящена 90-летию Юрия Николаевича Рериха и проходила в Горках Ленинских. Она была немногочисленной, но представительной. Вторая - «Космическая эволюция человечества в свете энергетического мировоззрения Живой Этики» - имела уже совсем иной размах и привлекла внимание представителей самых разных научных направлений, общественности, прессы. С тех пор в стенах Центра-Музея прошло еще много научно-общественных конференций, каждая из которых была событием и поднимала глубокие философские, исторические, искусствоведческие проблемы. Особого внимания заслуживает представительный научный форум 2003 года, когда по инициативе Л.В.Шапошниковой и согласно ее концепции была организована Международная научная конференция «Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века». Эта конференция была организована на паритетных началах с тремя академиями - Российской академией космонавтики им. К.Э.Циолковского, Российской академией естественных наук, Российской академией образования. Она превосходила предыдущие по числу ученых, участвовавших в ней, - 13 академиков, 87 докторов наук и профессоров, 37 кандидатов наук. Наряду с российскими учеными в этой конференции приняли участие представители академической науки стран СНГ и Балтии, а также Болгарии, Великобритании, Чехии, Германии, Индии, США, Италии, Ливана, Финляндии. Доклады отличались очень высоким уровнем. Центральным событием был доклад Л.В.Шапошниковой «Космическое мышление и новая система познания». Конференция приняла ряд серьезных решений, одним из важнейших было следующее: «Общими усилиями организаций - участников конференции содействовать введению в научный оборот Живой Этики как философии космической реальности, содержащей в себе основы новой системы познания космического мышления»11. По решению этой конференции был основан Объединенный Научный Центр проблем космического мышления. Этот широкий междисциплинарный проект уже начал свою работу. В его программе участвуют такие видные ученые, как академики В.Н.Большаков, Е.М.Примаков, В.М.Плоских и другие. В декабре 2005 года состоялось первое заседание Ученого совета, утвердившее план научно-исследовательской, издательской, просветительской работы секций Научного Центра. Под руководством и при непосредственном участии Л.В.Шапошниковой разрабатывается тематика семинаров и лекционных циклов, ведется большая работа по реставрации картин, научно-музейной обработке документов и материалов рукописного наследия. Создана группа развития музея, уже довольно ярко проявившая себя в музейном мире Москвы. При Центре-Музее успешно работает научно-общественное подразделение «Гуманная педагогика» под руководством академика РАО Ш.А.Амонашвили. Издательской группой МЦР выпущено свыше ста печатных изданий, разработчик концепции и автор предисловий к большинству из них - Л.В.Шапошникова. Она также является главным редактором общественно-научного и художественного журнала «Культура и Время», выпускаемого МЦР, по признанию постоянных читателей, лучшего журнала в России, посвященного вопросам культуры. И если научно-организационная деятельность Людмилы Васильевны снискала безоговорочное признание в научном мире, то ее последние книги, в которых представлена уникальная авторская концепция философии истории, и по сей день среди ученых вызывают споры, которые сами по себе уже является признанием. Перу Людмилы Васильевны Шапошниковой принадлежат около четырехсот печатных трудов, из них 16 монографий. Некоторые ее монографии переведены на иностранные языки и изданы в Германии, Венгрии, Литве, Румынии, Индии. В ее литературном и научно-художественном творчестве явственно выделяется три периода. Первый был посвящен племенам Индии, второй - биографии и философии Рерихов, их грандиозной по масштабам и задачам Центрально-Азиатской экспедиции. Этот этап начался с путешествий, связанных со съемкой фильма «Николай Рерих». Мир Рериха, его жизнь, путешествия, сияющие краски его картин, и мир Индии, насыщенный космической красотой и духовностью, идущей из глубины веков, побудили ее к собственным исследованиям и творческому осмыслению этих двух миров и их пересечения. Многочисленные статьи, книга-фотоальбом «От Алтая до Гималаев» и первые две книги трилогии «Великое путешествие» не являются хронологией жизненных событий или обычным исследованием маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Рерихов. Это художественно-философское проникновение в самую суть таких космических явлений, как духовный путь человека, духовные Учителя человечества, духовно-эволюционная миссия избранных. Книга «От Алтая до Гималаев», опубликованная еще в советское время, приобщает читателя к горному и горнему миру, в котором ощущается дыхание пространств иных, более высоких измерений. Тонко подмеченная и профессионально запечатленная на фотокамеру красота ландшафтов и красота людей, сочетающаяся со спокойным достоинством и благородством, повествует о глубокой внутренней гармонии человека с природой и Космосом. Первые две книги трилогии «Великое Путешествие», написанные еще в 90-х годах, но изданные недавно, - это удивительный мир географических, этнографических и философских образов, запечатленных и воссозданных их автором, путешественником и ученым, досконально изучившим Центрально-Азиатскую экспедицию Н.К.Рериха 1925 - 1928 гг. и прошедшим по ее маршруту. Подобно энергетическому полю культуры, которое, ассимилируя космические энергии, также служит трамплином, отправной точкой для постижения надмирных истин, эти две книги готовят читателя к постижению той самой космической реальности, которая присутствует в книгах Живой Этики. На страницах ее произведений оживают древние символы и легенды, становятся зримыми великие законы Мироздания и тайны мировой истории. Каждая ее книга - откровение для читателя. Особенно это относится к третьему периоду ее литературного и научно-художественного творчества - книгам, изданным в последнее десятилетие, которые посвящены научному осмыслению идей Живой Этики. «Веления Космоса» (1996) - книга, представляющая исторический процесс как космическое явление. В этой книге впервые в историческом контексте было показано эволюционное значение и неизбежность возникновения Живой Этики. Затем эта мысль развивалась, углублялась и получила свое концептуальное завершение в книгах и статьях, увидевших свет уже в XXI веке. Эта книга говорит о проблемах выбора человеком своего пути и ответственности за этот выбор; осознание того, что есть истинная внутренняя свобода, позволяющая находить верный путь, составляет краеугольный камень таких космических явлений, как история и эволюция человечества. «Каждый век несет свою эволюционную нагрузку», - утверждает Л.В.Шапошникова и убедительно доказывает, что не производственная деятельность человека является основной причиной исторического процесса, а «Воля Вселенной» (по определению К.Э.Циолковского). На конкретном историческом материале Людмила Васильевна обозначает вехи эволюции человечества от времен мифологии и до наших дней и поднимает завесу над глубинными причинами исторических событий, в которых непреложно проявляются Великие законы Космоса. «Град Светлый» (1998) - историко-философское повествование о судьбах России, которое показывает, на какие духовные вершины вознеслось и в какие бездонные бездны обрушилось в XX веке самосознание народа, извечно взыскующего Светлый Град. Эволюция человечества здесь рассматривается с точки зрения участия в ней самого человека, особенностей его сознания и мышления. Изменение сознания отдельного человека и народа определяется энергетическими процессами в пространстве взаимодействия духа и материи. Духовная революция XX века, эпицентром которой оказалась Россия, как отмечает Л.В.Шапошникова, отличалась от всех предыдущих тем, что она совпала во времени и пространстве с революцией социальной. Людмила Васильевна в своей книге рассматривает все драматические особенности хода истории России, связанные с взаимодействием и противостоянием этих двух революций, таких разных по целям, задачам и пространствам, в которых они реализуются, но имеющих эволюционный характер. Она показывает, как в этом процессе проявляется действие универсальных космических законов и субъектов эволюции, на них опирающихся. В этой книге впервые в контексте законов космической эволюции объективно проанализирована личность и деятельность вождя русской социальной революции, указаны ключевые обстоятельства, которые обрекли на неудачу попытку Ленина построить Град Светлый в нашей стране, - узость социального мышления и неверное понимание того, что есть Культура. Только новое космическое мышление и соответствующий ему уровень сознания, утверждает автор, дадут возможность построить Новый мир и тот Град Светлый, к которому всегда устремлялось человечество. Стройность и универсальность Живой Этики как философии реального космоса, как методологической основы новой системы познания нашла свое отражение в предисловии к новому научному изданию книг Живой Этики, в статьях Л.В.Шапошниковой, опубликованных в журнале «Культура и время». Наиболее полно эта тема представлена в третьей книге трилогии «Великое Путешествие» - «Вселенная Мастера», открывшей читателям воочию мир иных, более высоких измерений, в котором формировалась и раскрывалась, как чудесный огненный цветок, Великая Мысль, обретшая свою форму в Живой Этике, во всем творчестве Рерихов. Образность ее языка ведет к почти физическому ощущению тонкой реальности, к наиболее полному пониманию Живой Этики. Внутренний ритм текста настраивает читателя на созвучие с Высшим, дает возможность полноценного восприятия информации. В трудах Е.И.Рерих была сформулирована философия космической реальности, но эти знания были рассыпаны, как звезды по небу, и не каждый ум мог соединить их в созвездия. В книге Л.В.Шапошниковой дано современное прочтение и систематизация этой философии, автор дает читателю возможность цельного восприятия мира в ключе космического мировоззрения. «Вселенная Мастера» - живая летопись культуры как важнейшего устоя космической эволюции, как самоорганизующейся системы духа. Эта книга дает возможность увидеть воочию процесс культурогенеза, причем с совершенно иной точки зрения, - в нем субъектами эволюции выступают Космические Иерархи, которые были с человечеством от начала времен, словно ведя его за руку. Через культуру проявляются аспекты самой Вселенной: бесконечность, неуничтожимость, иерархия, развитие скачкообразное, взрывами, революциями… Культура одухотворяет земную косную материю, соединяет Небо и Землю. Из-под пера Людмилы Васильевны вышла целая серия статей о духовном подвиге Елены Ивановны Рерих, которая в сотрудничестве с Высокими Сущностями, космическими Учителями человечества, подготовила условия для прихода Новой Эпохи, наступления нового эволюционного витка в истории человечества. Впервые был научно осознан и описан Огненный опыт Елены Ивановны как уникальный космический эксперимент, в процессе которого преобразилась, одухотворилась материя всего ее существа, обрела иное качество. Ее самоотверженный подвиг помог Небу спуститься на Землю, «чтобы сделать последнюю лучше, тоньше и энергетичнее»12. Книга Л.В.Шапошниковой «Тернистый путь Красоты» была награждена Дипломом Российской ассоциации книгоиздателей. Это произведение полиграфического искусства сочетает фундаментальную философию творчества и художественный альбом (Людмила Васильевна в данном случае выступила не только как автор текста, но также как автор художественного оформления и макета). Шедевры мировой художественной культуры, собранные под единой обложкой, несут в себе свет духовных взлетов прошлого. И автор учит читателя новому видению, пониманию Красоты как радужного моста между мирами - земным и горним, к осознанию ее определяющей и ведущей роли в эволюции человечества. Из одной книги в другую, от выступления к выступлению, от свершения к свершению - через все творчество Л.В.Шапошниковой постепенно, с каждым шагом все более полно раскрывается тема Великих Учителей, направляющих эволюцию человечества. Так же как и в жизни Рерихов неизменно присутствовали Ведущие, так же неотделимы они и от ее жизни. Когда-то П.Ф.Беликов писал своим корреспондентам о том, что не стоит ехать искать таинственную страну духа Шамбалу в Гималаи - она может проявить себя в любом месте, в любое время, следует лишь устремиться к ней всем сердцем. В жизни Людмилы Васильевны был свой Ведущий, живший не в отдаленных ашрамах, а в имении Татагуни под Бангалором, - творец и мыслитель, до последнего своего часа сохранявший связь с Высокими Сущностями - «более совершенными людьми», как он Их называл. Святослав Николаевич и сам был из Их числа - как и все Рерихи, сотрудники легендарных Мудрецов, принесшие на Землю философию космической реальности и неуклонно следовавшие ей в жизни. Бережно, уверенно и последовательно передавал он знания об Учителях в достойные руки, передал и серебряную нить… Об этом свидетельствуют немногие фразы, сказанные Людмилой Васильевной как бы невзначай, и многие события из жизни возглавляемого ею Центра-Музея, которые при серьезном осмыслении оказываются намного значительней, чем это может показаться на первый взгляд, - их резонанс будет только усиливаться во времени, затрагивая новые пласты тонкой и плотной материи, принося новые, неожиданные следствия. …Ей пришлось держать в руках Камень - осколок метеорита, посланный Рерихам из обители Мудрецов, хранителей космического знания. Этот небольшой и внешне невзрачный камешек, который вложил в ее ладонь Святослав Николаевич, вызывал покалывание в кончиках пальцев… Она держала в руках дар Ориона, несущий в себе энергетику на порядок выше земной, - не случайно ковчег с этим Камнем Рерихи пронесли по всему маршруту Центрально-Азиатской экспедиции, закладывая магниты нового культурного пространства будущего человечества. До последних дней своей жизни Святослав Николаевич носил Камень с собой… …Передавая наследие Рерихов в Россию, Святослав Николаевич четко определил условия и сроки издания дневников Елены Ивановны Рерих, в которых содержались сокровенные записи ее бесед с Учителями. Об этом Людмила Васильевна получила подробные указания, одно из которых заключалось в том, что «когда придет срок, Вам сообщат»… Серебряная нить не прерывается, но только укрепляется со временем, по мере развития Центра-Музея, созданного согласно воле одного из Великих Душ. Великие Учителя присутствуют и в залах Музея имени Н.К.Рериха. Матерь Мира, Будда, Христос, Нагарджуна, Жанна д'Арк - посвященные этим Высоким Сущностям картины Н.К.Рериха прибыли сюда из Америки, из коллекции Балтазара Боллинга, благодаря энергии и мужеству Л.В.Шапошниковой и Ю.М.Воронцова и благодаря помощи меценатов, давних друзей Музея. В зале Учителей под стеклом витрины - предметы, когда-то подаренные Елене Ивановне Рерих ее Ведущим - Махатмой М. Письмо на бересте, написанное на санскрите, которое начинается словами: «Урусвати, в той стране ты построишь Храм…», кольцо с печаткой царицы Нефертити, две сердоликовые птички… На стене - триптих Н.К.Рериха «Fiat Rex», посвященный тому же Учителю. Окруженный синим сиянием, Он бережно держит в руках Камень - дар Ориона, его оплечья горят лучами подвига. Много лет назад, когда Музей только начал свое воплощение из мечты в реальность, именно Его портрет был подарен Святославом Рерихом Людмиле Васильевне - будущему созидателю Музейона. Связь с иной, более высокой реальностью побуждает человека на широкоохватное творчество, воплощается в самые различные формы, в том числе и в культурные проекты, поскольку призывать людей мыслить о мире и Красоте - значит создавать то самое упругое поле культуры, воспринимающее Высшие Веяния. Л.В.Шапошникова - заслуженный деятель искусств РФ, сопрезидент международных культурных проектов «Знамя Мира», «День Земли», «Колокол Мира» и «Флаг Земли», осуществляемых под эгидой ООН, член жюри Международных конкурсов детского рисунка. Она - инициатор проведения круглых столов совместно с Государственной Думой РФ, посвященных наследию Рерихов. В 1996 году в Госдуме прошли рериховские чтения «Наследие Рерихов. Мифы и реальность», «Эволюционное учение Живой Этики», «Новое мышление и Россия», основным докладчиком была Л.В.Шапошникова. МЦР уже много лет тесно сотрудничает с Федерацией космонавтики РФ. Воплощено в жизнь много совместных проектов. За заслуги перед отечественной культурой Российская академия естественных наук присвоила Людмиле Васильевне звание академика РАЕН, наградила почетным знаком «Рыцарь науки и искусства». Список ее наград и званий вряд ли уместится на одной странице, поэтому следует лишь добавить, что она является действительным членом еще двух академий - Российской академии космонавтики имени К.Э.Циолковского и Российской экологической академии, созданной А.Л.Яншиным. И, наконец, в честь Людмилы Васильевны Шапошниковой была названа открытая астрономом Н.С.Черных малая планета № 9717 - «Lyudvasilia». Пламя ее жизни, яркое и мощное, взметнулось до небес, оставив там свою искру, - малую планету, которая, наряду с планетой «Рерих», для многих будет путеводной звездой. Так же как героический труд Людмилы Васильевны, ее умение бережно и торжественно нести доверенное, сила и магнетическая красота ее личности для многих сейчас являются примером непрестанного подвига духа и жизненным ориентиром. Людмила Васильевна Шапошникова - достойный последователь созидательных идей великой семьи Рерихов, одна из немногих, кто действительно реализовал эти идеи в своей жизни, показав неисчерпаемость творческих возможностей человека, вдохновленного космической Красотой.
______________________
1 Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Культура и время. - 2004. - № 3/4 (13/14). - С. 14. 2 Постановление Совета Министров СССР от 4 ноября 1989 г. № 950 "О Советском Фонде Рерихов и Центре-Музее имени Н.К.Рериха" // Защитим имя и наследие Рерихов. - М., 2001. - Т. 1. - С. 95. 3 Заявление Советского Фонда Рерихов // Защитим имя и наследие Рерихов. - М., 2001. - Т. 1. - С. 99. 4 См.: Шапошникова Л.В. Третье открытие // Культура и время. - 2002. - № 1/2. - С. 75 - 83; Шапошникова Л.В. Хотели как лучше, а получилось как всегда // Культура и время. - 2004. - № 1 (7). - С. 221 - 225. 5 Лихачев Д.С. Недопустимо, чтобы чиновники спекулировали культурным достоянием // Культура и время. - 2002. - № 1/2. - С. 205. 6 Лихачев Д.С. Письмо Б.Н.Ельцину от 10 ноября 1993 г. // Культура и время. - 2002. - № 1/2. - С. 204; Лихачев Д.С. Письмо Ю.М.Лужкову // Культура и время. - 2002. - № 1/2. - С. 206. 7 Шапошникова Л.В. Третье открытие // Культура и время. - 2001. - № 1/2. - С. 83. 8 Рерих С.Н. Письма. - М., 2005. - Т. 2. - С. 375. 9 Шапошникова Л.В. Вестник Красоты // Культура и время. - 2004. - № 3/4 (13/14). - С. 13. 10 Рерих Н. Листы дневника: В 3 т. - М., 1999. - Т. 1. - С. 66. 11 Резолюция конференции "Космическое мировоззрение - новое мышление XXI века" // Культура и время. - 2004. - № 1 (11). - С. 7. 12 Шапошникова Л.В. Огненное творчество космической эволюции // Рерих Е. У порога Нового Мира. - М., 2000. - С. 16.
|