Русский  English

 

Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих



Выставка «Хранительница Пскова» в Московском областном отделении ВООПИиК (Дом Телешова)


26.04.2023


 

 


15 апреля, в Международный день Культуры, в старинном московском особняке – Доме Телешова – открылась фотовыставка «Хранительница Пскова», посвященная истории строительства, спасения и реставрации Анастасиевской часовни.


Дом Телешова – одна из достопримечательностей Москвы. Каменные палаты были построены в XVIII веке графом Ф.А.Толстым, двоюродным дедом Л.Н. Толстого. В пожаре 1812 года особняк сгорел, сохранившиеся фундаменты в 1818 году купил ярославский купец Андрей Карзинкин и на них построил новый дом с двухэтажным флигелем во дворе. От старинных палат сохранились только обширные сводчатые подвалы, располагающиеся под всем немалым владением.




В конце XIX века дом поделили брат и сестра Карзинкины: на первом этаже проживали талантливая художница Елена Андреевна Карзинкина с супругом писателем Николаем Дмитриевичем Телешовым. Второй этаж занимал меценат Александр Андреевич Карзинкин с женой – примой балета Большого театра Аделиной Джури и дочерью. Н.Д.Телешов и стал инициатором создания московского литературного кружка. Собрания писателей устраивались на квартире у Телешова по средам, поэтому решено было назвать новое литературное объединение «Средами»Телешова. На «Средах» бывал весь цвет литературной Москвы: Леонид Андреев, Константин Бальмонт, Иван Бунин, Валерий Брюсов, Максим Горький, Александр Куприн и другие. Частыми гостями бывали художники Александр Головин, Аоллинарий Васнецов, Исаак Левитан. Горький впервые прочитал в этом доме пьесу «На дне», здесь играл на рояле Сергей Рахманинов и пел Федор Шаляпин. После 1917 года здание было национализировано, хозяевам оставили лишь комнату. Уникальность дома на Покровском бульваре состоит в том, что это квартира-музей, в которой вот уже более 200 лет непрерывно проживает семья Телешовых-Корзинкиных бережно сохраняя старинный интерьер и памятные предметы.


На квартире Телешовых часто проходили заседания членов городской комиссии «История московских улиц» Общества охраны памятников истории и культуры Москвы. Недаром намного позже, в 1980 году, в дом на первый этаж, по соседству с квартирой-музеем, въехало МГО ВООПИиК (Московское областное отделение Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры). Именно в этих исторических интерьерах расположилась экспозиция, посвященная Анастасиевской часовне. Организаторы этого уникального проекта – Благотворительный Фонд имени Елены Ивановны Рерих и Центр консервации и возрождения архитектурного наследия Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Проект «Консервация», стартовавший осенью 2020 года, имеет целью спасение погибающих объектов архитектурного наследия России: проведение на них неотложных противоаварийных работ и консервации. И открытие в залах Центра выставки «Хранительница Пскова» – несомненно, большое и значимое событие.


Анастасиевская часовня, входящая в Псковский государственный музей-заповедник, – уникальный памятник федерального значения, над созданием которого трудились два прославленных мастера: выдающийся русский архитектор А.В.Щусев и великий русский художник, ученый, мыслитель и общественный деятель Н.К.Рерих (автор эскизов росписей).






С приветственным словом к гостям обратился Евгений Валерьевич Соседов, председатель Московского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры. Он отметил, что выставка открывается в зале, бывшем кабинете Н.Д.Телешова, в котором буквально накануне прошли ремонтно-реставрационные работы, и «очень радостно и символично, что именно в этом светлом и обновленном зале общественного культурного волонтерского центра, связанного с сохранением культурного наследия, расположилась выставка «Хранительница Пскова». Он поблагодарил дирекцию Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих за сотрудничество, отметил широту тематики и разнообразие культурных мероприятий, которые будут проходить в рамках выставки.




Президент Фонда Павел Михайлович Журавихин также выразил радость по случаю проведения экспозиции в знаменитом историческом здании, озаренном именами выдающихся деятелей Серебряного века русской культуры. Учитывая, что открытие выставки приурочено к Международному дню Культуры, Павел Михайлович подробнее остановился на этой дате.


Он напомнил гостям, что 88 лет назад, 15 апреля 1935 года, был заключен первый в истории «Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников» – Пакт Рериха. Международные договоры и международные дни, с ними связанные, как правило, инициируются государствами, а здесь один человек – русский художник Н.К.Рерих – стал автором и инициатором Международного документа, имевшего целью защиту культурного наследия человечества как духовной основы жизни.


Если цивилизация являет собой простое обустройство жизни, то культура идет от внутреннего мира человека, она несет духовные смыслы. Исторические памятники и другие объекты культуры – это тонкий пласт духовной культуры, переданной от прошлого для сохранения в настоящем и передачи будущему. Это духовная нить преемственности культурных достижений целых поколений человечества. Исключительно под влиянием этих духовных ценностей Культуры формируется тот нравственный стержень, благодаря которому человек становится человеком; лишенный влияния их Красоты и духовных смыслов, он превращается в цивилизованного дикаря.


Павел Михайлович напомнил об истории возникновения идеи Пакта Рериха. Необходимость охраны памятников Культуры Н.К.Рерих глубоко осознал во время экспедиции по старинным русским городам, совершенной в 1903–1904 годах по заданию Российской Академии художеств и Исторического Императорского общества. В этом году исполняется 120 лет этому уникальному путешествию. Вместе с супругой Еленой Ивановной художник посетил древние города России «от Казани до границы литовской». Исследуя состояние памятников старины, он увидел, в каком небрежении они находятся. Вернувшись в Петербург, Николай Константинович разворачивает активную борьбу против разрушения архитектурного наследия и других художественных ценностей России. «Берегите старину», – обращается он к соотечественникам в своих очерках, гимном Красоте старины звучат и картины, созданные художником в этот период.




Перед началом Первой мировой войны Н.К.Рерих работал над эскизами к росписи Анастасиевской часовни в Пскове и одновременно занимался росписью храма Святого Духа в имении выдающейся меценатки М.К.Тенишевой в Талашкине Смоленской губернии. Варварские разрушения Реймского Собора, Лувенской библиотеки и другие вандализмы вызывают у него негодование и горячее желание охранить, сберечь святыни народов. Именно тогда у художника рождается выдающаяся миротворческая идея – «Мир через Культуру». Он обращается к Николаю II и правительствам воюющих стран с предложением о создании международного документа по защите памятников культурного наследия. Однако Рерих не был услышан. Только в 1935 году эта идея получила юридическое воплощение в Пакте Рериха и его Знамени Мира.


Поэтому, по словам П.М.Журавихина, открытие выставки «Хранительница Пскова» в Международный день Культуры является логически обоснованным следствием той деятельности, которую развернул Фонд по спасению уникальной архитектурной жемчужины Псковской старины.


Идея спасения часовни, связанная с именами Н.К.Рериха и А.В.Щусева, возникла в 2020 году, когда памятник, в течение 20 лет тихо умиравший из-за отсутствия государственного финансирования, оказался в остро аварийном состоянии. К этой беде добавились еще и незаконные работы, проводимые у часовни в связи со строительством соседнего элитного дома. Сотрудники Фонда решили, что без участия общественности спасти Анастасиевскую часовню будет невозможно, общенародное достояние и должен защищать народ. Начался сбор пожертвований. Для этого 15 апреля 2020 года Фонд имени Е.И.Рерих открыл специальную благотворительную программу. Идея нашла поддержку у губернатора Псковской области, подключился Фонд сохранения исторического наследия «Внимание», АНО «Возрождения объектов культурного наследия в г. Пскове» (Псковской области), не осталось в стороне и духовенство Псковской епархии во главе с митрополитом Тихоном.


В заключение П.М.Журавихин передал в дар Центру консервации в лице его руководителя Евгения Валерьевича Соседина специальный выпуск журнала «Третьяковская галерея», посвященный Анастасиевской часовне.




Присутствовавшая на торжественном мероприятии руководитель группы реставраторов Александра Борисовна Гребенщикова рассказала о проведенных и еще предстоящих реставрационных работах в Анастасиевской часовне. Она отметила, что в начале 70-х в труднейших условиях живопись была раскрыта, но отсутствие технологий не позволило реставраторам ее закрепить. Долгие годы живопись находилась под слоем краски, побелки и копоти, что принесло много разрушений; если сравнить ее с эскизами и архивными фотографиями, то можно увидеть, что верхний слой живописи утрачен, сохранились только нижние подготовительные слои, но и они разрушаются. Поэтому перед реставраторами возникла задача первостепенной важности – укрепление сохранившейся живописи, проведение противоаварийных работ. В связи с предстоящим переносом часовни от аварийного Ольгинского моста перед реставраторами встала также задача законсервировать памятник, подготовить живопись к переносу. Близость к мосту представляет опасность для росписей часовни еще и потому, что от проезжающего по мосту автотранспорта внутри храма «все дрожит и подпрыгивает». Александра Борисовна выразила надежду на более благополучную судьбу часовни, отметив, что активное участие общественности позволит провести достойно все необходимые инженерно-строительные, затем реставрационные работы, и часовня наконец станет полноценным объектом музейного показа Псковского музея-заповедника. Она отметила, что общественное движение в защиту Анастасиевской часовни вызвало большой резонанс; многие захотели принять в нем участие, студенты устроили сами себе практику, помогали в реставрационных работах; большую заинтересованность проявили псковичи. Наблюдаемое единение заинтересованных людей, особенно молодежи, сотрудничество общественных организаций и музеев – отрадное явление; «хорошее и правильное начинание, и мы рады участвовать в таком проекте».


Знаково, что накануне открытия экспозиции псковские СМИ сообщили, что Комитет по сохранению культурного наследия Пскова и Псковской области согласовал историко-культурную экспертизу документации проекта переноса и реставрации Анастасиевской часовни, готовятся документы для передачи в Министерство культуры на согласование. Есть надежда, что к концу нынешнего лета перенос осуществится и начнется долгожданная архитектурная реставрация, а затем и реставрация фресок памятника, тем более что в этом году отмечается 110-летие со дня создания росписей и 150-летие со дня рождения архитектора А.В.Щусева. А в следующем –150-летите Н.К.Рериха.


Торжественное мероприятие завершилось выступлением пианиста Николая Кузнецова, стипендиата Благотворительного Фонда имени Елены Ивановны Рерих, лауреата международных конкурсов, обладателя Гран-при конкурса в Монако, участника программы Министерства культуры «Звезды ХХI века». И вновь, спустя более века, под сводами старинной усадьбы Телешова звучала музыка Рахманинова, утверждая духовную традицию Культуры, соединяющую нас с великими прошлыми достижениями российской культуры.












Возврат к списку

Архив новостей: 2020 г. 2019 г. 2018 г. 2017 г. 2016 г. 2015 г. 2014 г. 2013 г. 2012 г. 2011 г. 2010 г. 2009 г.  2008 г.  2007 г.  2006 г.  2005 г.

 

 

© 2024 Благотворительный Фонд имени Е.И.Рерих.
Все права защищены. Любое использование материалов сайта возможно только с разрешения правообладателя и охраняется авторским правом.