Русский English | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Усадьба Лопухиных Целевая благотворительная программа (2005-2020) Цель программы — сбор средств для оказания финансовой помощи Международному Центру Рерихов по восстановлению памятника истории и культуры «Городская Усадьба Лопухиных», на территории которой расположен Музей имени Н.К.Рериха (г. Москва), основанный Святославом Николаевичем Рерихом.
Историческая справка Усадьба Лопухиных — памятник архитектуры XVII-XIX веков — находится на территории одного из старейших урочищ Белого города Москвы — Чертолье. С XVI века в этой местности располагалась Ржевская черная сотня, населенная торговцами и ремесленниками. Наиболее интенсивным изменениям эта часть города подверглась в конце XVII — первой половине XVIII века, когда в хорошо защищенном каменной стеной Белого города районе старой Москвы стало селиться дворянство, выдвинувшееся при Петре I. Здесь образовались крупные барские городские усадьбы, застроенные жилыми каменными палатами и службами. За три с лишним века своего существования Усадьба многократно перестраивалась, меняя свой облик и назначение. В основе существующего здания лежит постройка, возведенная около 1689 года Федором Авраамовичем Лопухиным (отцом первой жены царя Петра I Евдокии Федоровны) на подаренных царем землях. Когда его дочь Евдокия в 1688 году стала царской невестой, она получила боярство. В это же время, очевидно, был выстроен боярский дом или перестроен из более раннего. Именно в те годы за ним и закрепилось название «Усадьба Лопухиных». Археологические раскопки 1990-х годов свидетельствуют о том, что во второй половине XVII века здесь работала мастерская, занимавшаяся плавкой цветных металлов, а неподалеку находилась богатая постройка. Имеются сведения о том, что вблизи Усадьбы располагалось селище домонгольского периода. После казни брата Евдокии Лопухиной 9 декабря 1718 года, осужденного по розыскному делу царевича Алексея, Усадьба была конфискована в казну и использовалась для содержания пленных шведских офицеров и генералов, а затем передана Петром I голландскому коммерсанту Ивану Тамесу, разместившему здесь один из филиалов своей полотняной фабрики. В 1728 году, по указу Петра II, Усадьба была возвращена наследникам ее первого владельца. В 1774-1775 годах палаты Лопухиных входили в состав Пречистенского дворца. Он был построен в сентябре-декабре 1774 года на Волхонке по приказу Екатерины II в честь празднования Кючук-Кайнарджийского мира, заключенного с Турцией. Весь 1775 год Екатерина II провела в Москве. И почти все время, за исключением летних месяцев, жила во дворце. Возведение дворца было поручено Матвею Федоровичу Казакову, который объединил два частных дома — М.М.Голицына и В.С.Долгорукова деревянным корпусом, вместившим в себя Тронный зал и другие парадные помещения. В Усадьбе Лопухиных, связанной переходами с другими частями дворца, размещались высшие придворные лица. К этому времени относится самый ранний из известных планов Усадьбы. Когда именно сменился владелец Усадьбы, точно не установлено. Но в Московском адрес-календаре за 1792 год среди списков домовладельцев Лопухины в этом квартале уже не упоминаются. В 1802 году дом-усадьба принадлежал вдовствующей действительной тайной советнице графине Протасовой Варваре Алексеевне. В то время к восточному фасаду Главного дома был пристроен портик с колоннами на фронтоне, который украшал фамильный герб Протасовых. В 1830-х годах дом у Протасовых снимал генерал-майор Д.Н.Бологовский, человек интересной судьбы, причастный к заговору против Павла I, участник сражений при Бородине и Лейпциге. Он был давним знакомым отца и дяди Александра Сергеевича Пушкина. Не исключено, что сам поэт, также знавший Бологовского, бывал здесь у него. В 1850 году Усадьба перешла к церемониймейстерше Анне Петровне Бахметьевой. Есть сведения, что знакомый с ее мужем Николай Васильевич Гоголь посещал их в этом доме. С 1890 по 1891 год Усадьбой владел князь Д.А.Оболенский, а с 1891 года — фрейлина Их Императорского Величества Государыни Императрицы Мария Михайловна Петрово-Соловово. После 1917 года Усадьба Лопухиных использовалась под жилые и административные нужды. В 1920-х годах в ней располагался филиал Музея Маркса-Энгельса, а затем жилые коммунальные квартиры. С 1965 года здесь размещался один из трестов Министерства тяжелого машиностроения. В конце 1989 года здание старинной Усадьбы Лопухиных в соответствии с решением Правительства было предоставлено Мосгорисполкомом для создания Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
Реставрация Усадьбы
В 1989 году Святослав Николаевич Рерих выступил с инициативой создания в Москве общественного Музея имени Н.К.Рериха. Руководством страны ему была предоставлена возможность самому выбрать здание для размещения Музея. Святослав Николаевич остановил свой выбор на Усадьбе Лопухиных. К этому времени здание находилось в тяжелом состоянии и нуждалось в целом ряде срочных ремонтно-реставрационных работ. Главный дом и Флигель Усадьбы Лопухиных находились в аварийном состоянии, историческая ограда была разобрана. Приходящих на территорию Усадьбы встречали развалины пилонов отсутствующих ворот и унылый железобетонный строительный забор. Двор перерезали глубокие траншеи для прокладки городских коммуникаций. Строительные вагончики дополняли безрадостную картину и казались вечными. Осевшие местами фундаменты Главного дома проявились трещинами на несущих стенах. Северный ризалит напоминал известный памятник средневековой Италии. Кирпичная кладка во многих местах расслоилась и грозила обрушением. В белокаменных подвалах из стен сочилась вода. Прогнившие деревянные конструкции кровли и перекрытия второго этажа требовали незамедлительной реставрации. Столярное заполнение окон и дверей, а также многие архитектурные детали отсутствовали в результате небрежного отношения и многочисленных перестроек, исказивших дом с уникальной историей.
Новый этап в истории реставрации памятника «Городская Усадьба Лопухиных», находящегося в крайне сложном состоянии, связан с созданием Музея имени Н.К.Рериха, когда Международный Центр Рерихов начал действительно полномасштабные реставрационные работы исключительно за счет благотворителей без всякой государственной поддержки. Основную тяжесть затрат взял на себя Мастер-Банк во главе с председателем правления Б.И.Булочником, откликнувшимся на просьбу руководства МЦР о помощи. Помощь строителям и реставраторам оказывалась со стороны многочисленных друзей Музея имени Н.К.Рериха из Москвы и других городов и регионов России, а также из других стран. Что же было сделано за прошедшие годы?
— в первую очередь, были усилены фундаменты Главного дома и Флигеля, что привело к принципиальному улучшению технического состояния памятника, и просадка стен здания была остановлена; — в 1995-1997 годах проведена полная реставрация фасадов Главного дома в соответствии с архивными чертежами; — летом 1997 года Усадьба вновь обрела свою ограду, ставшую результатом совместного труда реставраторов-профессионалов и группы строителей из Симферопольского рериховского общества. Тем же летом были завершены работы по реконструированию и замене всех наружных инженерных коммуникаций на территории Усадьбы;
— к открытию новой экспозиции Музея 9 октября 1997 года строители закончили реставрацию восьми залов второго этажа и помещения парадной дубовой лестницы, воссозданной заново, так как несущие конструкции старой лестницы прогнили; — к октябрю 1999 года, к юбилею, посвященному 120-летию со дня рождения Е.И.Рерих, 125-летию со дня рождения Н.К.Рериха, 95-летию со дня рождения С.Н.Рериха и 10-летию основания Международного Центра Рерихов была полностью восстановлена историческая анфиладная планировка второго этажа, сложившаяся в 70-е годы XVIII века. В интерьерах воссозданы печи, внутренний объем некоторых из них используется для вентиляции залов, дубовые паркетные полы, мраморный со вставками из лазурита камин с зеркалом, а в Мемориальном зале — колонны из искуственного мрамора и парадное зеркало в позолоченной раме. Мемориальный и Каминный залы украшают прекрасные хрустальные люстры, выполненные по образцам XVIII века; — полностью отреставрирована существующая часть Флигеля с расширением подвального этажа и устройством мансардного этажа; — реконструированы все наружные и внутренние инженерные коммуникации, выполнен комплекс работ по инженерному оборудованию Музея, депозитария и архивных хранилищ, включающий устройство систем кондиционирования, вентиляции, газового пожаротушения, пожарной и охранной сигнализации.
Специалисты отмечают высокое качество проводимых реставрационных работ на территории Усадьбы Лопухиных, что является следствием научного подхода, проведением многочисленных исследований и чрезвычайно бережным отношением к памятнику. За эти годы начатый с «нуля» Музей имени Н.К.Рериха стал одним из самых значительных музеев Москвы и занял достойное место в многообразной культурной жизни России. «Городская Усадьба Лопухиных» включена в городские культурные программы «Венок русских усадеб» и «Золотое кольцо Москвы». Значимым этапом в реставрации Усадьбы Лопухиных явилось воссоздание «Красного» парадного крыльца (XVII в.) Главного дома. Его торжественное открытие состоялось 3 сентября 2006 года в рамках программы Правительства Москвы.
В период 2013-2020 гг. планируется воссоздание построек XIX века (каретник и часть северного флигеля), утраченных в 20-х годах прошлого века, а также завершение благоустройства территории с восстановлением утраченного сада-парка. Эти работы позволят вернуть историческую планировку Усадьбы и придадут завершенность всему архитектурному ансамблю «Усадьбы Лопухиных». В новых помещениях разместятся новые выставочные залы, творческие студии, мастерские, оптический театр… Таким образом, будут созданы лучшие условия для будущего развития основанного С.Н.Рерихом в Москве Центра-Музея имени Н.К.Рериха.
|